|
КТЭО-4
Ведущим предприятием кооперации "Платформа-КТЭО-4" стало
ЗАО "ПТФК "Завод транспортного электрооборудования"
(ЗТЭО,
г. Набережные Челны). Первоначально это предприятие руководители ОКР не
рассматривали в качестве партнёра. Более того - на стадии НИР представителей
основного исполнителя даже не захотели пускать на территорию завода, хотя цель
посещения была самая благая - ознакомиться с имеющимися стендами и договориться
провести на них испытания ТЭД и другого электрооборудования, а может быть и
разместить заказы для изготовления КТЭО в рамках доработки
макетного образца.
Почему именно этот завод стал впоследствии основным партнёром
"КАМАЗа"
в рамках ОКР "Платформа-О" - история мутная... можно лишь предполагать, что
местное сообщество оценило объём финансовых потоков и решило не упустить свой
кусок "пирога", хотя официально всё мотивировалось производственными
возможностями
ЗТЭО
и близостью его к автогиганту.
В кооперацию КТЭО-4 вошли, помимо
ЗТЭО,
несколько других организаций:
- Московский Энергетический Институт (ФГБОУ ВПО "НИУ "МЭИ")
- разработчик вентильно-индукторных машин (научная группа А. М. Русакова);
- ООО "НПП "ЦИКЛ ПЛЮС"
- проектировщик силовой части электрооборудования;
- ООО "НПФ "ВЕКТОР"
- разработчик систем управления комплектных электроприводов.
ЗТЭО - одно из крупнейших промышленных предприятий Набережных Челнов. В его
деятельность в рамках ОКР вошли разработка и изготовление электродвигателей и
генераторов, тормозных резисторов, кабельного комплекта и системы охлаждения.
За "ЦИКЛ ПЛЮС" были закреплены работы по силовым преобразователям
электродвигателей и генераторов, ИПСН и источнику внешних потребителей,
коробкам с предохранителями. МЭИ же только осуществил расчёт электрических
машин и консультировал конструкторов при проектировании.
Важно отметить два факта. Во-первых,
МЭИ
участвовал в НИР "Платформа", предложив использовать генератор собственной
конструкции (об этом генераторе был краткий рассказ в первой части статьи).
Во-вторых,
МЭИ,
НПФ "ВЕКТОР"
и
"ЦИКЛ ПЛЮС"
к моменту начала работ в рамках ОКР "Платформа-О" уже были соисполнителями ещё
одной важной оборонной работы - НИР "Крымск", которую выполняло
ООО "Военно-промышленная компания"
по государственному контракту № НЗ-683 от 07 апреля 2008 г. (Заказчик - МО РФ).
В рамках темы "Крымск" следовало обосновать необходимость разработки ЭМТ
переменного тока, гибридной электроустановки и их систем управления, а также
мотор-колёс для колёсной боевой машины с учётом возможности реализации их
модернизации в условиях серийного производства. В ходе НИР "Крымск" был
изготовлен макетный образец (колёсная формула 8х8) с использованием корпуса и
агрегатов
опытного образца БТР-90,
но разработчики в итоге отказались от схемы "мотор-колесо" и применили схему
"мотор-полуось". Добавлю, что изготовителем ТЭД был уже упоминавшийся выше
СЭГЗ.
После завершения НИР "Крымск" тема развития не получила - в последующей ОКР
"Бумеранг" от использования ЭМТ головной разработчик колёсных боевых
бронированных машин отказался.
Кооперацией КТЭО-4 на первом этапе ОКР "Платформа-О" было изготовлено 18
опытных образцов вентильно-индукторных ТЭД (с независимой обмоткой возбуждения
и масляным охлаждением) и один опытный образец тягового генератора (того же
типа что и ТЭД, но с жидкостным охлаждением). Два ТЭД изготовили в запас, так
как двигатели производства
ЗТЭО
оказались крайне ненадёжными, остальное изготовленное оборудование было
установлено на опытный образец ВМП КАМАЗ-7850 (колёсная формула 16х16.1). В
состав КТЭО, помимо комплектов электропривода и тягового генератора, также
входили ИПСН, источник питания внешних потребителей, тормозные резисторы, блок
управления КТЭО, кабельный комплект КТЭО и комплект системы охлаждения КТЭО.
Продолжение ...
|
|
|