|
Глава 2. ОКР "Платформа-О": разработка и предварительные испытания
В Главе 1 было кратко рассказано о проведении НИР "Платформа", целью которой
являлось определение основных направлений создания семейства СКШТ нового
поколения для монтажа и транспортирования перспективного ВВТ.
Автором
статьи была сделана попытка проанализировать причины проблем, возникших в ходе
выполнения работы. Однако
головной исполнитель
попыток разобраться в причинах проблем не предпринял, поэтому в ходе дальнейшей
ОКР "что-то пошло не так"...
Мнение о том, что результаты НИР "Платформа" были отрицательны по ряду ключевых
позиций, разделяют в том числе и специалисты, напрямую участвовавшие в
выполнении НИР. Отрицательный результат научных исследований - это тоже
результат, хотя при иной организации работ всё могло быть несколько иначе
(средства можно было израсходовать намного более рачительно). Важно ответить на
вопрос: можно ли было после таких результатов НИР открывать ОКР той же тематики
и разрабатывать образцы с теми же техническими решениями? Полагаю, решающий
ответ на этот вопрос должен был дать Заказчик, которым в данном случае является
МО РФ. Но период в ходе описываемых событий был таков, что принимаемые решения
зачастую противоречили здравому смыслу.
Высоко задранная финансовая планка
На рубеже десятилетий Министр обороны А. Э. Сердюков и его подручные
ускоренными темпами ломали стройную систему разработки ВВТ, которая в целом
была унаследована
Российской Федерацией
от
СССР.
С целью пресловутой экономии денежных средств МО РФ взяло курс на сворачивание
проведения НИР, которые предшествовали ОКР по разработке ВАТ. В соответствии с
проводимой реформой ВС РФ статус ГАБТУ на рубеже десятилетий был значительно
снижен; у этого "главка" были отобраны функции заказчика ВАТ. В ГАБТУ были
ликвидированы научно-технические и военно-научный комитеты, на порядок сокращён
личный состав специалистов военной автомобильной службы, шла ликвидация
библиотеки и архива. Параллельно началась реорганизация военной науки,
определявшей тенденции развития ВАТ и проводившей её испытания: 21 НИИИ (г.
Бронницы) был переподчинён 3 ЦНИИ МО РФ и переименован в
Научно-исследовательский испытательный центр автомобильной техники (НИИЦ АТ);
в процессе реорганизации общую численность сотрудников
НИИЦ АТ
уменьшили примерно в шесть раз. В результате значительная часть офицеров,
уволившись из рядов ВС РФ, перешла на предприятия промышленности (в том числе
на
"КАМАЗ"),
но уже в новом статусе - именно в таких людях, умеющих "договариваться" с
Заказчиком (со своими прежними сослуживцами), нуждались руководители
предприятий автомобильной промышленности.
Во второй половине 2010 г. до завершения НИР "Платформа" было ещё далеко, но
руководители работы со стороны головного исполнителя
ОАО "КАМАЗ"
уже вовсю начали подготовку документов на открытие будущей ОКР, которая позднее
получила шифр "Платформа-О". Финансовые интересы руководства МО РФ и
руководителей проекта "Платформа" совпали идеально: если ещё в 2006 г.
профильные предприятия-разработчики СКШТ были рады получить хотя бы сотню
миллионов рублей на аналогичную ОКР, в 2010 г. аппетиты топ-менеджеров
"КАМАЗа"
подросли по экспоненте: Заказчику было представлено Технико-экономическое
обоснование на сумму... без малого 4 миллиарда 770 миллионов рублей! Вот так,
без серьёзной экспертизы, при А. Э. Сердюкове уровень ассигнований на отдельную
ОКР в области ВАТ был одним махом увеличен на два порядка (забегая вперёд
замечу, что для последующих ОКР суммы государственных контрактов должны
формировать "от достигнутого", да ещё и с учётом ценообразования на аналогичные
разработки за рубежом). С этого момента 300% прибыли, упомянутой в "Капитале"
Карла Маркса, можно считать ничтожно малой величиной, и даже в "лихие 1990-е"
так лихо олигархи не пытались вытряхивать государственный бюджет - но в "тучные
нулевые" олигархов сменили "эффективные" государственные чиновники...
Согласно предложений,
головной исполнитель
ОАО "КАМАЗ"
брался выполнить ОКР за три года - с января 2011-го по декабрь 2013 г., причём
финальным этапом работ должно было стать утверждение рабочей конструкторской
документации для организации серийного производства ВМП. Замечу, что изначально
этапов эскизного и технического проектирования в этой ОКР не предусматривалось,
однако в рамках этапа разработки рабочей конструкторской документации
предполагались разработка технических предложений в объёме эскизной
документации и разработка технического проекта в необходимом объёме для
формирования основных конструктивно-компоновочных решений. В ходе работ было
обещано создать опытные образцы ВМП с колёсными формулами 16х16.1, 12х12.1 и
8х8.1 и провести полный цикл их испытаний (предварительных и государственных).
Сокращение сроков разработки диктовал Заказчик и это являлось исключительно
волюнтаристским подходом руководства МО РФ (научные доводы были
проигнорированы), а решение о продлении ОКР в те годы принималось только на
уровне Министра обороны.
Любой грамотный специалист, связанный с разработкой ВАТ, улыбнётся озвученным
условиям и срокам - особенно если учесть, что опыта разработки СКШТ у
"КАМАЗа"
не было, а задача, которую предстояло решить, сложнейшая в области ВАТ. На тот
момент в подразделении Главного конструктора по новым проектам
НТЦ
"КАМАЗа"
было всего два десятка специалистов, причём не имевших реального опыта создания
СКШТ, а производственная база отсутствовала. В предыдущие десятилетия цикл
создания новых семейств ВАТ в ходе НИОКР составлял не менее 7-8 лет, быстрее
никак не получалось даже у предприятий имевших многолетний опыт,
научно-технические заделы и слаженные конструкторские коллективы. Но
руководители темы "Платформа", ранее занимавшие высокие руководящие должности
на Фрунзенской набережной и "рулившие" разработками ВАТ со стороны Заказчика,
перейдя в "промышленность", посчитали иначе: было Поручение Президента
Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 4358 (ПР-707) о создании
специальных колёсных шасси нового поколения на российской промышленной базе,
под это Поручение можно было легко получить деньги. Да и Заказчика долго
уговаривать не пришлось: ранее им уже было принято решение закупать вообще все
автомобили у
"КАМАЗа"
и это было подтверждено директивными документами Генерального штаба и ГАБТУ.
Получилось так, что к началу 2011 г. в
ГАБТУ
и в
НИИЦ АТ
почти не осталось на службе офицеров, которые критически относились к теме
"Платформа" - наиболее технически грамотные специалисты, высказывавшие особое
мнение, не вписались в новый облик ВС РФ и были вынуждены сменить военную
форму на гражданские костюмы. Поэтому особых проблем с согласованием
предложений у
"КАМАЗа"
не было. Чтобы соблюсти формальности (борьба с коррупцией!), Заказчик уменьшил
финансирование ОКР "Платформа-О" до 4,6 миллиардов рублей - впрочем, вряд ли
руководители работ со стороны автогиганта сильно огорчились такому вердикту
(ранее в ходе НИР "Платформа" уже было освоено более 100 млн. рублей).
Небольшая задержка с заключением государственного контракта № 3/5/45-11-ДГОЗ
была также некритична - подписанный документ датирован 26 марта 2011 г.
(справка о наличии государственного контракта № 235/3/1677 от 13.05.2011 г.).
Главное - с финансированием проблем не было, а в кризисные годы деньги
"КАМАЗу"
были очень даже нужны...
Продолжение ...
|
|
|