|
Нерешённые проблемы
Оглядываясь назад, приходится с сожалением констатировать: в рамках НИР
"Платформа" не были выполнены не только сопутствующие, но и многие необходимые
исследования, которые позволили бы решить ряд важных технических проблем или
хотя бы наметить пути как решать проблемы. Впрочем, сворачивание проведения НИР
и разрушение военной науки в период 2008-2012 гг. было повсеместной практикой в
МО РФ.
Результаты НИР дали огромную пищу для размышлений специалистам основного
соисполнителя и его исполнителей.
Макетный образец
всё же поехал, пусть и с трудом, и это является огромным достижением
исполнителей НИР (хотя ранее, даже во времена
СССР,
разработчики СКШТ с ЭМТ добивались большего). Но
"КАМАЗ"
не позволил провести исследовательские работы с
макетом
- разработчикам-идеологам этих инноваций не дали даже приблизиться к
макету
для исследовательских испытаний, и это ещё одна ошибка руководителей НИР.
В ходе выполнения НИР, по мнению
автора
статьи, следовало выполнить довольно
большой комплекс работ, в том числе разработать и новые методики испытаний СКШТ
с НТР, было необходимо изучить потребности генеральных заказчиков ВВТ, учесть
пожелания головных разработчиков ВВТ - этим вопросам не было уделено должного
внимания. Исследования на отбор мощности от генератора для обеспечения работы
агрегатов надстройки в движении
макетного образца
не были проведены - в дальнейшем это сказалось на выдаче частных техзаданий
изготовителям КТЭО. (Забегая вперёд, замечу: все проекты техзаданий кооперации
ОКР были
НПЦ СМ МГТУ им. Баумана
подготовлены с учётом результатов НИР "Платформа". Однако
"КАМАЗ"
в связи со сменой кооперации проекты техзаданий даже обсуждать и смотреть не
стал - в дальнейшем все частные техзадания кооперациям ОКР готовили люди,
практически не имевшие представления о результатах НИР).
Можно долго перечислять вопросы, которые не были не то что решены, но даже не
были намечены для решения в рамках НИР - например, защита от новых типов
электромагнитного оружия, от средств радиоэлектронной борьбы, от высокоточного
оружия, снижение заметности в инфракрасном и радиодиапазонах, проверка
правильности технических решений в ходе испытаний
макетного образца
в условиях Арктики, влажного климата, жарко-пустынной местности и особенно в
горных условиях на затяжных подъёмах и спусках. Не были досконально проработаты
вопросы по использованию накопителей энергии и по их эксплуатации - испытания
не проводились (в отчёте об испытаниях ТЭД отмечено, что низкое значение КПД на
пусковых режимах предлагалось скомпенсировать за счёт бортового накопителя
энергии). Не были в полном объёме изучены вопросы защищённости шасси от подрыва
на минах - в этом вопросе ограничились только разработкой и изготовлением
кабины. И так далее... По всем этим направлениям следовало бы открыть несколько
НИР.
Руководители работ со стороны "головника" явно торопились, и как только
наступил подходящий момент (после того, как
макетный образец
построили и даже научили его кое-как ездить, состоялся показ Министру обороны
А. Э. Сердюкову), началась подготовка технико-экономического обоснования для
проведения ОКР. В качестве задела для ОКР было разработано и подготовлено
множество новых и уточнённых технических решений, но, как показала практика, ни
одно из технических решений, созданных в ходе НИР в части ЭМТ, в дальнейшем не
было востребовано, подвеску пришлось переделывать, дизельные двигатели были
использованы иной инофирмы. А когда наконец-то к разработчикам пришёл
необходимый опыт, пришлось
"КАМАЗу"
уже в третий раз начинать всё сначала и разрабатывать СКШТ со схемами,
отличными от схемы "мотор-колесо", и даже вернуться на поколение назад, то есть
к механической трансмиссии...
Продолжение ...
|
|
|