|
НИР "Платформа"
Новая НИР получила шифр "Платформа", её выполнение началось по указанию
Президента РФ. Помимо Решения от 08.12.2007 г., основаниями для выполнения НИР
стали Постановление Правительства РФ № 633-24 от 23.08.2008 г. и
Государственный контракт № 611 от 17 октября 2008 г. Головным исполнителем НИР
стало
ОАО "КАМАЗ".
Финансовое обеспечение было огромным - ветераны военной автомобильной службы
неоднократно рассказывали
автору
статьи о том, что за весь постсоветский период суммарно на все НИОКР по
созданию ВАТ по линии ГАБТУ денежные средства выделяли менее тех, которые пошли
на выполнение НИР "Платформа".
Целью работ являлось определение основных направлений создания семейства
унифицированных ВМП нового поколения (определение нового облика транспортных
баз грузоподъёмностью до 80 т) для монтажа и транспортирования перспективного
ВВТ, которое может быть изготовлено отечественной промышленностью.
Заказчик захотел, чтобы в результате работ был разработан облик будущих СКШТ с
такими тактико-техническими характеристиками (ТТХ), которые значительно
превосходят ТТХ серийной техники. Приведу несколько цифр: максимальная скорость
шасси
МЗКТ-79221
по шоссе составляет 40 км/ч, в рамках НИР "Платформа" для перспективных шасси с
аналогичной формулой 16.16.1 эта же величина скорости обсуждалась как средняя
при движении по грунтовым дорогам (максимальная по шоссе - не менее 60 км/ч).
Наибольший угол преодолеваемого подъёма у
МЗКТ-79221
составляет 10°, для перспективных СКШТ эту величину увеличили в три (!) раза.
Значительное увеличение было и по ряду других параметров технической
характеристики: запас хода соответственно 420 км и 1200 км, ресурс до первого
каитального ремонта 40 тыс. км и 200 тыс. км, глубина преодолеваемого брода 1,1
м и 1,8 м, и т.д.
"КАМАЗ"
же сам захотел перепрыгнуть через поколение, поэтому и ТТТ были предъявлены
соответствующие.
По результатам предварительных исследований основным соисполнителем работ
НПЦ СМ МГТУ им. Баумана
был предложен облик перспективных СКШТ с нетрадиционными техническими
решениями, включающий модульную компоновку, САУД, ЭМТ, ВРУ, длинноходовую
управляемую подвеску колёс. Предполагалось изготовить макетный образец с ЭМТ со
схемой "мотор-колесо" (в составе мотор-колёс планировали применить
модернизированные асинхронные ТЭД, использованные ранее в НИР "Бальзамин") и
испытать его для проверки правильности выбранных решений.
Все понимают, что НИР проводится в первую очередь для того, чтобы дать
положительный или отрицательный ответ на поставленные вопросы, а в случае
успеха создаётся научно-технический задел. По мнению
автора
статьи, руководители НИР при должной организации работ могли предусмотреть
мероприятия по изучению возможности достижения заданных параметров ТТТ
семействами с различными схемами (с механической трансмиссией, с гидрообъёмной
трансмиссией, с ЭМТ - как со схемой "мотор-колесо", так и со схемами
"мотор-ось" и/или "мотор-полуось", и др.), на основании выводов изготовить
нескольких макетных образцов с различными схемами и провести сравнительные
испытания, так как объём финансирования при рачительном расходовании денежных
средств это позволял (это доказывают ранее выполненные НИОКР). Мнение
автора
статьи в части изготовления макетного образца с механической трансмиссией
разделяют далеко не все специалисты, но соглашаются, что
"КАМАЗ"
по объёму финансирования НИР мог привлечь в качестве основных соисполнителей
несколько организаций со своими соисполнителями второго уровня.
Продолжение ...
|
|
|