|
Подключение
"КАМАЗа"
к работам
Даже по истечении десятилетия участники событий крайне неохотно вспоминают о
том, как вообще в "нише" СКШТ появился новый потенциальный исполнитель -
"КАМАЗ",
особенно если учесть, что до этого
челнинский автогигант
никогда не занимался разработками такого рода. Вопрос был поднят после прихода
в руководство
"КАМАЗа"
новых людей. В ответ на обращение завода специалисты
21 НИИИ
предложили
"КАМАЗу"
разработать шасси с механической трансмиссией и были готовы по результатам
поисковой научно-исследовательской работы (НИР) подготовить тактико-техническое
задание (ТТЗ) на создание шасси и тягачей следующего, пятого поколения на
основе ТТТ, которые были уже разработаны, согласованы и утверждены
Министерством обороны Российской Федерации (МО РФ). Такие перспективы
исполнителя не устроили - он пообещал "перепрыгнуть" через поколение.
В 2007 г. в ходе обоснования постановки работы были разработаны исходные данные
по созданию СКШТ с "инновационными" решениями, которые впоследствие были
утверждены Заместителем Министра обороны РФ - Начальником вооружения ВС РФ.
Решение Министра обороны Российской Федерации по вопросу создания специальных
колёсных шасси нового поколения на российской промышленной базе датировано
08.12.2007 г.
К выполнению работ подключили в качестве основного соисполнителя
Научно-производственный центр "Специальное машиностроение" (НПЦ СМ) МГТУ им. Баумана,
так как у
"КАМАЗа"
не было (и не могло быть) научно-технического задела. Замечу, что научные
исследования, которые в течение нескольких десятилетий проводила
"Бауманка"
совместно с
21 НИИИ
(в рамках НИР "Развитие - ГКНО-Б", "Кочегар", "Бальзамин" и др.), нуждались в
дальнейшем продолжении. Так, в ходе выполнения НИР "Бальзамин" (1997-2003 гг.)
был разработан и обоснован технический облик электромеханической трансмиссии
(ЭМТ), а также создан полномасштабный макетный образец с колёсной формулой
12х12 с ЭМТ, системой автоматизированного управления движением (САУД) и
всеколёсным рулевым управлением (ВРУ) на базе шасси
МАЗ-547В
и верхним строением тепловоза ДМ62М, дизель-генераторная установка которого
была использована в качестве моторного модуля. Замечу важный факт: в ходе
подготовки этой статьи
автор
встретился с несколькими непосредственными участниками работ - даже спустя
многие годы высказываются разные, иногда кардинально противоположные, мнения о
выводах, содержащихся в отчётах НИР "Бальзамин" касательно целесообразности
применения схемы "мотор-колесо" в будущих разработках. Однако следует отметить,
что основная нерешённая проблема заключалась в системе управления тяговых
электродвигателей (ТЭД) - в
России
никто этим для автомобильных асинхронных ТЭД не занимался, к тому же
отсутствовала стендовая база для полномасштабных испытаний (необходимых стендов
нет и в настоящее время). Специалисты
НПЦ СМ МГТУ им. Баумана
в ходе выполнения НИР "Бальзамин" ближе других коллективов подошли к решению
имевшихся проблем, но работы были остановлены по указанию "сверху".
Продолжение ...
|
|
|