|
Выставка ВАТ
В прежние годы на территории
полигона
проводились выставки "Автомобили двойного применения". Особенно всем
запомнились "заплывы" двухзвенных гусеничных транспортёров. К сожалению, в
последние 3 года выставки не было. Может быть в 2010 г. следует традицию
возобновить, тем более что в следующем году будет проводиться Московская
выставка вооружений Сухопутных войск (МВСВ-2010)? Но к 55-летию небольшую
выставку всё-таки устроили.
Выставка, прошедшая на территории института, была посвящена сегодняшнему дню
ВАТ. Экспозиция была разделена по тематикам - внедорожники, автомобили
многоцелевого назначения "Урал", автомобили многоцелевого назначения КАМАЗ,
специальные колёсные шасси и тягачи, бронированные грузовые автомобили,
автомобили со сменными кузовами типа "мультилифт", гусеничные транспортёры,
машины технического обеспечения. Здесь вкратце расскажу об экспонатах по трем
темам.
Среди "броневиков" была новинка, которую официально показали приглашенной
публике впервые -
опытный образец трёхосного КАМАЗа
с бронированными кабиной и функциональным модулем в грузовой платформе. Возле
этого автомобиля была табличка, сообщавшая что
опытный образец КАМАЗ-53501
создан в рамках опытно-конструкторской работы "Медведь", головной разработчик -
московское ОАО "НИИ стали", изготовитель - ЗАО "Астейс" из Набережных Челнов.
Назначение автомобиля - для перевозки личного состава и воинских грузов, под
монтаж вооружения и военной техники и для буксировки прицепов по всем видам
дорог и местности. Некоторые тактико-технические характеристики автомобиля:
колёсная формула - 6x6
снаряженная масса - 13925 кг
грузоподъёмность - 6525 кг
масса буксируемого прицепа - 12000 кг
двигатель дизельный мощностью 260 л.с.
скорость - 100 км/ч
защита кабины и функционального модуля по
классу 6А.
Рядом с КАМАЗом стояли два бронированных "Урала", разработанных также
московским ОАО "НИИ стали". Один из них - бронированный по классу 5
"Урал-4320-0710-31"
давно и хорошо известен, его эксплуатируют в нашей Армии. А ещё один
"Урал-Э4320Д-1010-31"
капотной компоновки разработан в рамках той же опытно-конструкторской работы
"Медведь". Этот автомобиль, также как и упомянутый выше
КАМАЗ,
имеет защиту кабины и функционального модуля по классу 6А, но оснащён
средствами снижения заметности. Бронированные в рамках ОКР "Медведь" "Уралы"
летом этого года уже были показаны на Российской выставке вооружений в Нижнем
Тагиле, но это были другие опытные образцы.
Всего семейство "броневиков", разработанных по ОКР "Медведь", включает
несколько различных моделей опытных образцов, шесть из которых уже изготовлены.
Известно о двух КАМАЗах (колёсные формулы 6x6 и 8x8) и шести "Уралах":
- автомобиль
"Урал-Э43206Д-0010"
с кузовом. Колёсная формула 4x4;
- шасси
"Урал-Э43206Д-1010"
с функциональным модулем. Колёсная формула 4x4. Изготовлен опытный образец;
- автомобиль
"Урал-Э4320Д-0010-31"
с кузовом, на который установлен функциональный модуль. Колёсная формула 6x6.
Изготовлен опытный образец;
- шасси
"Урал-Э4320Д-1010-31"
с функциональным модулем. Колёсная формула 6x6. Изготовлен опытный образец;
- автомобиль
"Урал-Э5323Д-0010"
с кузовом. Колёсная формула 8x8;
- шасси
"Урал-Э5323Д-1010"
с функциональным модулем. Колёсная формула 8x8. Изготовлен опытный образец.
Все изготовленные по ОКР "Медведь" автомобили в настоящее время проходят
испытания. На
сайте ОАО НИИ "Стали"
есть очень краткая информация об ОКР "Медведь". Надеюсь, в недалёком будущем
появятся подробные данные, которые можно будет опубликовать по всем этим
машинам.
Среди машин технического обеспечения на выставке были представлены опытные
образцы трёх ремонтно-эвакуационных машин
РЭМ-КЛ
РЭМ-КС
и
КЭТ-Т
на шасси
"Урал-532362-1012",,
БАЗ-6910-021,
КЗКТ-74281-012
соответственно. Все эти ремонтно-эвакуационные машины изготовлены Шумерлинским
заводом специальных автомобилей. Из них
РЭМ-КЛ
(обозначение расшифровывается как "Ремонтно-Эвакуационная Машина Колёсная
Лёгкая"; на мой взгляд - не такая она уж "легкая", шасси 8x8) уже принята на
вооружение. Другая -
РЭМ-КС
- ещё проходит испытания. Что касается
КЭТ-Т,
то здесь ситуация усугубилась сложным положением завода-производителя шасси -
ОАО "Русич" - Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ),
и могу предположить, что
шасси и тягачи КЗКТ
вообще могут быть сняты с вооружения в ближайшие годы (и виноваты в этом сами
собственники и руководители
КЗКТ).
А вот другое предприятие -
Брянский автомобильный завод (БАЗ),
хотя и переживало в 1990-е тяжёлые времена, сегодня находится на подъёме и
имеет в производстве новое поколение специальных колёсных шасси и тягачей
(СКШТ) семейства "Вощина-1"; многие образцы техники из этого семейства уже
приняты на вооружение. Поэтому есть все основания считать, что
РЭМ-КС
успешно пройдёт весь цикл испытаний и будет принята на вооружение. Главный
конструктор
БАЗа
Альберт Иванюк,
приехавший на 55-летие
21 НИИИ,
не без гордости рассказывал о преимущеставах
БАЗ-6910
перед аналогичными зарубежными образцами техники, в частности американской
фирмы Oshkosh.
Сотрудники 21 НИИИ надеются, что новые ремонтно-эвакуационные машины
заинтересуют также гражданских заказчиков, например Министерство по
чрезвычайным ситуациям. Особенно военные рекомендуют обратить внимание на
РЭМ-КЛ.
Так как оборудование смонтировано на автомобильном шасси, машина имеет
габариты, позволяющих эксплуатацию на дорогах общего пользования. Что касается
РЭМ-КС,
то для эксплуатации на дорогах общего пользования нужно получать специальное
разрешение, потому что СКШ
БАЗ-6910
имеет увеличенные габариты по ширине. Впрочем, теме военных
ремонтно-эвакуационных машин редакция Автокаталога
www.autocatalogue.ru
планирует посвятить несколько статей, в которых о характеристиках техники будет
подробный рассказ.
Специальным колёсным шасси и тягачам был посвящён также отдельный раздел
экспозиции выставки. Основными разработчиками и изготовителями СКШТ в
СССР
были четыре предприятия -
Завод имени Лихачёва (ЗИЛ),
БАЗ,
СКБ-1 Минского автомобильного завода (ныне Производственное республиканское
унитарное предприятие
"Минский завод колёсных тягачей",
сокращённо
МЗКТ) и
КЗКТ.
К сожалению, разработка и производство этой техники на
ЗИЛе
и в Кургане ныне практически свернуты. Поэтому СКШ марки ЗИЛ в экспозиции не
было, а в углу скромно стоял уже видавший виды седельный тягач
КЗКТ-74281,
который в настоящее время нужен больше для эвакуации техники на
полигоне
21 НИИИ, нежели как объект для исследований и испытаний.
Продукцию
Брянского автозавода
представлял балластный тягач
БАЗ-6306-013
(первоначально имел обозначения
БАЗ-6306У,
БАЗ-6306УМ)
с двухрядной семиместной кабиной увеличенного объёма. Этот тягач, входящий в
семейство "Вощина-1", был изготовлен в 2005 г. и впервые показан широкой
публике в августе 2006 г., когда на
полигоне
в Бронницах проводилась выставка военной автомобильной техники. Как это
практикуется в 21 НИИИ, образец многократно перекрашивался, и теперь его
окраска повторяет первоначальную заводскую (без камуфляжа).
Но самым интересным был третий экспонат - опытный образец корпусного СКШ
МЗКТ-6922.
О
МЗКТ-6922
и его "собрате"
МЗКТ-69222
уже кратко рассказывалось в статье
"Военная автомобильная техника на "MILEX-2009"".
Перед тем как прессе разрешили сделать фото интерьера кабины
МЗКТ-6922,
офицеры убедились в том, что ряд приборов демонтирован. Но на панели приборов,
на своих местах находились жидкокристаллические дисплеи, которые являются
частью бортовой информационной управляющей системы (БИУС) шасси. К сожалению,
Россия
в вопросе автомобильной электроники отстала не только от инофирм из дальнего
зарубежья, но и от наших ближайших соседей. А совсем недавно, когда для
посещений учений в
Белоруссию
приезжал Президент РФ Дмитрий Медведев, ему Президент
РБ
Александр Лукашенко сказал о том, что сроки разработки новых образцов военной
техники и вооружения в
Беларуси
значительно сокращены. Об этом также говорили представители
МЗКТ
в приветственных словах во время празднования 55-летия института. Полагаю, что
эти слова не останутся незамеченными в
России.
Сотрудники 21 НИИИ продолжат научно-исследовательские работы в области БИУС, а
ряд предприятий промышленности наконец-то перейдет от слов о важности БИУС к
реальным разработкам и внедрению в производство.
СКШ
МЗКТ-6922
было разработано в 2007 г. и предназначено для монтажа и транспортирования
боевой машины
9А331МК
из состава зенитно-ракетного комплекса 9К331МЭ "Тор-М2Э" (буква "Э" обозначает
экспортный вариант). Насколько мне известно, всего в Минске по заказу
российского
Концерна ПВО "Алмаз - Антей"
было изготовлено три опытных образца для боевых машин. Первый образец показали
ещё в 2007 г. на Международном авиационно-космическом салоне в подмосковном
Жуковском, а также на МАКС-2009. По всей вероятности, представленный
МЗКТ-6922
в
21 НИИИ
является третьим опытным образцом, но утвердительно на этот вопрос
представители института ответить затруднились. Один образец шасси
МЗКТ-6922
(без смонтированного оборудования) стоял в Минске на выставке "MILEX-2009", там
же можно было увидеть однотипное
МЗКТ-69222
в качестве
боевой машины 9А33-1Т
из состава ЗРК "Оса-1Т". Итак, всего изготовлено не менее четырёх корпусных
шасси МЗКТ, а может быть и больше. По информации, полученной на МАКС-2009, ещё
как минимум два образца серии
МЗКТ-6922
"Алмаз - Антей"
заказал для экспортного варианта одной из модификаций ЗРК "Бук"
(не исключено, что в индексе шасси появится "единичка", и именоваться шасси под
"Бук" будет как МЗКТ-69221). Итого "в металле" получается не менее 6 штук
корпусных СКШ от
МЗКТ,
а для такой техники это уже можно именовать серией... Кстати, на МАКС-2009 на
стенде
Концерна ПВО "Алмаз - Антей"
можно было увидеть масштабные модели, в которых корпусные шасси МЗКТ
представлены как базовые под различные надстройки, в том числе для пунктов
управления, РЛС и т.д. Интересно, будет ли ответ минчанам от какого-либо
российского производителя? А может, проще объединиться в одну страну, как это
было ещё совсем недавно, каких-то 20 лет назад? Хотя политика уже выходит за
рамки обсуждения тех перспективных работ, которые ведутся в 21 НИИИ, ведь
научные работники далеки и от политики, и от всяческих домыслов.
Поздравляем!
На праздник в 21 НИИИ приехало много гостей от промышленности. Вместе такой
представительный состав руководителей предприятий и главных конструкторов
отечественного автопрома редко можно увидеть. "Институт тесно
взаимодействует более чем с 80 организациями как в нашей стране, так и за
рубежом. Среди них научно-исследовательские институты Министерства обороны и
экономического комплекса страны, научно-производственные объединения,
конструкторские бюро заводов, Академия наук, высшие учебные заведения", -
говорит Александр Тарасов. А мне впервые удалось наблюдать очередь (причём по
записи - наверное, у всех "генералов" промышленности ностальгия по славным
советским временам) желающих поздравить 21 НИИИ и вручить памятные подарки.
"Сегодня 21 Научно-исследовательский испытательный институт МО является
общепризнанным центром, который готов на самом высоком уровне решать самые
трудные научно-исследовательские и испытательные задачи, поставленные Министром
обороны", - утверждает Александр Тарасов. С этими словами нельзя не
согласиться!
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
|
|
|