|
Все мои друзья и коллеги, да и постоянные посетители Автокаталога
www.autocatalogue.ru
давно заметили: в течение последних месяцев мы уделяем большое внимание военной
автомобильной технике (ВАТ), преимущественно отечественной. Этому есть
несколько причин, главная из которых объясняется изменившимися экономическими
условиями, или по-другому - кризисом. Именно во время кризиса важно сохранить
потенциал, чтобы потом продолжить поступательное движение вперёд, это очень
нужно для обеспечения обороноспособности страны. Учитывая, что объёмы
производства автомобильной промышленности
России
за год уменьшились примерно в два раза, а ещё больше падение объёмов
производства грузовиков и спецтехники, могут возникнуть опасения о состоянии
наших Вооружённых Сил, так как сегодня более 95% наземного подвижного
вооружения и военной техники монтируется на автомобильных базовых шасси. Из-за
резкого уменьшения прибыли или по причине убыточности на автозаводах снижаются
объёмы НИОКР, результаты которых в перспективе могли бы использоваться при
разработке образцов ВАТ. Ситуацию усугубляет также постепенное вытеснение
автомобилей и автокомпонентов отечественного производства зарубежными
конструкциями, что особенно заметно в последнее время. Вслед за иностранными
производителями легковых автомобилей, построивших сборочные заводы в
Санкт-Петербурге, Калуге и других регионах, на нашу территорию начали
"вторжение" производители тяжёлых грузовиков.
Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. 1 апреля 2008
г. мы пошутили насчёт принятия на вооружение Российской армии
грузовиков Volvo
(читайте шутку
здесь.
Сейчас это уже не только шутка - разговоры идут на полном серьезе на уровне
некоторых авторитетных специалистов промышленности. Например, на сборочном
заводе
Volvo Trucks
в г. Калуге могут производиться полноприводные грузовые автомобили и шасси для
любых заказчиков. Рассматриваются пути и способы как заинтересовать Российскую
Армию в поставках на этих шасси спецтехники, аналоги которой уже поставляются
гражданским заказчикам.
Все вышесказанное объясняет почему я с благодарностью воспринял возможность
побывать в подмосковном городе Бронницы на праздновании 55-летия 21 НИИИ МО РФ.
Именно этот институт сегодня является "барьером", через который на снабжение
наших Вооружённых Сил не должна пройти ни одна единица автомобильной техники,
которая не соответствует тактико-техническим требованиям (ТТТ).
Немного истории
История 21 НИИИ МО РФ начинается с Приказа Заместителя Министра обороны Союза
ССР Маршала Советского Союза А. Василевского. В этом приказе, датированном 12
октября 1954 г., говорится: "Сформировать Научно-исследовательский
институт по гусеничным и колёсным артиллерийским тягачам и транспортёрам для
проведения научно-исследовательских работ по дальнейшему совершенствованию
существующих и созданию новых образцов гусеничных и колёсных тягачей,
транспортёров, автомобилей высокой проходимости и двигателей к ним отвечающим
современным требованиям Вооружённых Сил". Созданный НИИ-21 размещался в г.
Петродворце Ленинградской области. Фактически история 21 НИИИ началась
значительно раньше, так как упоминаемый Приказ появился не на "пустом" месте.
Различные учреждения в
СССР,
проводившие работы по ВАТ, можно или даже нужно было реорганизовать, а
результаты их работ предстояло обобщить, так как к середине 1950-х гг. развитие
новой военной техники потребовало научно обосновать перспективы развития ВАТ.
В 1959 г. Научно-исследовательский институт по колёсным и гусеничным
артиллерийским тягачам и транспортёрам передислоцировали в город Бронницы
Московской области и объединили с находившимся там
Научно-исследовательским и испытательным автотракторным полигоном.
В дальнейшем институт имел различные официальные названия (21 НИИ АТ МО, НИИИ
АТ МО, ЦНИИ АТ МО, 21 НИИ автотехники, 21 ЦНИИ автомобильной техники и др.), но
если сегодня в ходе разговора произнести "21-й НИИИ", то и ветераны отрасли, и
все причастные к ВАТ сразу поймут о каком институте идёт речь.
В 1960-х гг. институт получил дальнейшее развитие. Так, на
полигоне
с целью сокращения времени и объёмов пробеговых испытаний была построена
комплексная трасса с крупнобулыжным, косоволновым, шашечным спецучастками,
ухабистой дорогой (состоящей из участков с прямыми, косыми и клиновыми
холмами), а также другими спецучастками. Эта трасса действует и сегодня,
позволяя существенно экономить затраты в ходе испытаний образцов ВАТ, и при
этом проводить ресурсные испытания в полном объёме. На спецучастках узлы и
агрегаты испытываемого автомобиля или гусеничного тягача выходят из строя
значительно быстрее, чем на дорогах общего пользования, таким образом
производители могут быстрее узнать о слабых местах техники и внести необходимые
изменения в конструкцию.
8 февраля 1983 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за создание
специальной техники семейства двухзвенных гусеничных транспортёров 21 НИИИ АТ
МО РФ был награжден Орденом Красной Звезды с вручением Боевого Красного
Знамени. Двухзвенные гусеничные транспортёры семейства "Витязь" - это техника
практически неограниченной проходимости. Смею утверждать: современные
отечественные двухзвенные гусеничные транспортёры и сегодня лучшие в мире, так
как их совершенствование не останавливалось. Один из таких транспортёров -
макетный образец двухзвенного гусеничного транспортёра-тягача ДТ-4П,
созданный в 1994 г. и проходивший испытания в 1994-1997 гг., - установлен как
памятник на территории института. Коллеги мне рассказывали, что когда на
нефтяных или газовых месторождениях иностранные гусеничные двухзвенные
транспортёры застревают и становятся беспомощными, из трясины их вытаскивает
техника российского производства, которая может применяться и в народном
хозяйстве. Сотрудники Отдела исследований и испытаний гусеничной военной
автомобильной техники 21 НИИИ надеются, что предстоящая активизация работ за
Полярным кругом, освоение новых газовых месторождений в Арктике придаст новый
импульс развитию гусеничной техники, особенно двухзвенным гусеничным
транспортёрам, так как в ряде транспортных операций это единственная наземная
техника, которая может быть применена.
За 55 лет существования 21 НИИИ под его научно-методическим руководством
принято на вооружение и на снабжение Вооружённых Сил СССР и России более 1000
образцов военной автомобильной техники. Сотрудниками института были разработаны
десятки образцов военной автомобильной техники, информация о которых теперь
иногда появляется в открытой печати. Упомяну всего лишь одну разработку - в
1966 г. под руководством полковника
П. В. Аксенова
было изготовлено СКШ (специальное колёсное шасси)
И-103
с колёсной формулой 12x12. Этот
образец
появился задолго до того, как в Минске построили первый 6-осный опытный образец
МАЗ-547А
для пусковой установки ракеты средней дальности, которая по классификации НАТО
получила обозначение SS-20 (уничтожены по Договору о ракетах средней и меньшей
дальности).
В последние годы в
21 НИИИ
активно стали заниматься изданием книг с разнообразной справочной информацией
о военной автомобильной технике и работах
института.
Такие издания являются открытыми и содержат большой объём текста и фотографий,
с упором на историю. Хотелось бы, чтобы серия публикаций была продолжена, а
также чтобы были переиздания большими тиражами уже выпущенных книг, с
исправлениями и дополнениями, чтобы их могли приобрести все желающие, так как
выпущенные книги уже стали библиографическоми редкостями. В качестве
дополнений могли бы быть воспоминания разработчиков и участников испытаний о
макетных и опытных образцах, проходивших испытания на
полигоне.
На праздничных мероприятиях, посвящённых 55-летию института, чествовали
ветеранов. Может быть руководству 21 НИИИ предложить им написать мемуары и
издать как сборник? Всем, кто интересуется историей техники, будет весьма
интересно узнать некоторые ранее неизвестные подробности о разработках ВАТ,
проводившихся в 1950-1970 гг. Всего один характерный пример. Во время осмотра
выставки (о ней чуть ниже) состоялся разговор на историческую тему с
сотрудниками одного из отделов института, которые предложили подняться к ним в
отдел и посмотреть информационный стенд. Поверьте - там столько фотографий
военной техники середины прошлого века, о существовании которой не догадывался
не только я, но и мои более опытные коллеги из других изданий. О большинстве
образцов техники прошлых лет уже давно не только можно, но и нужно рассказать -
чтобы за державу не было обидно. Ведь правильно говорят - у того, кто не знает
своей истории, нет будущего. А в 21 НИИИ историю ВАТ знают!
В этой главе не ставится задача рассказать подробную историю института. Упомяну
ещё лишь о том, что некогда при 21 НИИИ располагался музей военной
автомобильной техники. Говорят, что его экспозиция измерялась ... в тоннах.
Когда количество этих "тонн" превысило возможности хранилищ и ангаров
института, было принято решение об организации отдельного музея. В результате
экспонаты переехали в Рязань, где сейчас работает Музей военной автомобильной
техники, о котором будет опубликована отдельная статья.
Общепризнанный научный центр
Мероприятия прошедшего в Бронницах праздника были больше посвящены настоящему
времени, ведь на долю 21 НИИИ приходится 90% объёма научно-исследовательских и
испытательных работ по ВАТ в системе Главного автобронетанкового управления
Министерства обороны Российской Федерации (ГАБТУ). "Являясь ведущей
организацией в Вооружённых Силах России по вопросам автотехнического
обеспечения, институт решает многочисленные научные задачи в области управления
автомобильной службой, войсковой эксплуатацией, восстановлением автомобильной
техники в полевых условиях, комплектованием войск техникой, автомобильным
имуществом, подготовкой личного состава автомобильной службы", -
рассказывает Вр.И.О. Начальника 21 НИИИ МО РФ, д.т.н., профессор, полковник
Александр Петрович Тарасов. - В интересах оказания помощи войскам только за
последние годы институтом было разработано более сотни нормативно-технических
документов, основными из которых являются приказы Министра обороны".
Основная часть работ в институте проводится в области создания новой или
совершенствования существующей военной автомобильной техники. Если очень
упрощенно, то такая работа института заключается в следующем: специалисты
обобщают опыт боевого применения ВАТ и проводят анализ эксплуатации ВАТ в
мирное время; на основании этих данных, а также потребностей видов Вооружённых
Сил и родов войск в автомобильных базовых шасси определяются
научно-обоснованные ТТТ к ВАТ; согласовываются и выдаются промышленности
тактико-технические задания (ТТЗ) на разработку новых или модернизацию
существующих образцов ВАТ (а для того, чтобы определить ТТТ и выдать ТТЗ, в
институте проводят комплекс научно-исследовательских работ, в ходе которых
определяется возможность выполнения требований и технических заданий);
проводятся испытания и оказывается помощь разработчикам в доводке образцов
техники; готовятся документы о постановке на снабжение или о принятии на
вооружение образцов ВАТ. По словам Александра Тарасова, за последние годы
"было принято на снабжение более 140 образцов военной автомобильной техники,
конструкционных материалов, средств автотехнического обеспечения".
Перед началом разработки любой новой техники предстоит решить ряд теоретических
проблем. Для этого нужны квалифицированные научные кадры, и они в институте
есть! Сегодня в 21 НИИИ трудится более 60 сотрудников, имеющих ученую степень
доктора технических наук или кандидата технических наук. С 1989 г. в Институте
действует специализированный совет по защите кандидатских диссертаций, а с 1995
г. - и докторских диссертаций. Даже в тяжёлые для страны 1990-е гг. удалось
сохранить слаженный научный коллектив, и теперь это позволяет решать любые
поставленные задачи.
Для обеспечения научно-исследовательских работ в институте создана современная
техническая база, включающая лаборатории, оснащённые самым современным
оборудованием. Работы осуществляются по многим направлениям: исследование
массовых и габаритных показателей, тягово-динамических и тормозных свойств,
определение плавности хода, проходимости, устойчивости, управляемости, уровня
шума, надёжности и т.д. Не забыты исследования маскировки, эргономики и
экологии применительно к ВАТ. Есть и уникальная климатическая камера, в которой
достигаются температуры до -50°C. Очень много тем уделено безопасности
транспортных средств, что нужно не только на "гражданке". Приведенный перечень
далеко не полный. В институте десятки различных установок, приборов и стендов,
многие из которых уникальны. Есть среди них и стенды для проведения огневых
испытаний.
И, конечно же, в институте есть мощная испытательная база. Общая площадь
испытательного полигона
составляет около 300 гектаров со всеми типами дорог, а также водными рубежами,
необходимыми для проведения испытаний различных образцов военной автомобильной
техники. Ряд испытаний проводится в интересах народного хозяйства.
Когда речь заходит о
полигоне
в Бронницах, мне всегда вспоминается давняя
статья
опубликованная в "Авто-Ревю" (см. № 22 за 1998 г.). На тест-драйв на
полигон
в Бронницы на внедорожниках японского производства приехали журналисты. Не могу
не процитировать слова из их отчёта: "Полковник, принимавший нас на
армейском полигоне,
спросил вроде как в шутку:
- Вам какое бездорожье нужно? Ну, на сколько
вы хотите застрять - на день, на два, на неделю?
- Да нет, нам бы часика на три-четыре, -
отшутились мы в ответ.
А ведь могли бы и догадаться, что с военными шутки плохи...". По всей
вероятности, корреспондентам показали именно такую дорогу. Закончился
тест-драйв, по словам самих журналистов, следующим: "Три часа безуспешных
попыток самостоятельно вытащить утонувший в жидкой грязи Pajero окончились тем,
что трёхосный армейский КамАЗ зацепил его стальным тросом и шутя, как морковку
из грядки, выдернул из плена". Мораль - испытания на
полигоне
проводятся со всей серьёзностью, и корреспонденты уже упомянутого издания в той
же статье подвели итог так: "Внедорожники всех армий мира, включая хваленые
Хаммеры, найдут в нашей грязи свою погибель". От себя замечу -
отечественные автомобили разрабатываются так, чтобы эта самая грязь для них
непреодолимой помехой на пути не стала, а помогают разработчикам в этом учёные
и испытатели института. Но изучению иностранных образцов ВАТ на
полигоне
уделяется много внимания - как раз сейчас проводятся сравнительные испытания
армейского автомобиля Iveco...
Во время посещения 21 НИИИ мне удалось поговорить с некоторыми ведущими
специалистами института. Все они профессионалы в полном смысле этого слова. Они
воспринимают критику и готовы поспорить по техническим вопросам, умеют
грамотно, по научному, доказать свою правоту. Иногда казалось, что я не в
военном институте, а в какой-то гражданской организации, только почему-то
руководители, начальники отделов и лабораторий, научные сотрудники переодеты в
форму офицеров Российской Армии. Они увлечены своим делом, стараются делать все
от них зависящее чтобы наши Вооружённые Силы были оснащены самой лучшей
техникой в мире, при этом не забывая потребности народного хозяйства.
Практически все начальники отделов и лабораторий просили, чтобы наши
промышленные предприятия, КБ, НИИ и независимые отечественные компании
представляли им свои перспективные разработки, которые можно применить в
военных целях. Чем больше будет образцов, которые можно испытать, выбрать из
них лучший, доработать его чтобы принять потом на вооружение, тем будет выше
обороноспособность. И конечно же, специалисты переживают когда на территории
России
нет производителя или есть лишь единственный производитель того или иного
оборудования, конструкционных материалов или готовых изделий. В 21 НИИИ знают к
каким плачевным результатам может привести отсутствие дублера или ещё хуже -
если вообще какое-либо производство утеряно из-за непродуманной политики
1990-х, ведь такое производство придётся создавать заново. Военные учёные
обращают на это внимание, потому что они не только изучили историю, но и научно
обосновали все аспекты преодоления возникших после распада
СССР
проблем в области ВАТ.
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
В следующей части статьи рассказывается о выставке военной
автомобильной техники и об опытном образце, который ранее ещё открыто не
показывался.
|
|
|