|
 |
|
 |
 |
07 июля 2009 г. |
|
|
 |
 |
Военная автомобильная техника на "MILEX-2009"
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
C 19 по 22 мая в г. Минске, в выставочном павильоне "НВЦ "БелЭкспо""
проводилась 5-я Международная выставка вооружений и военной техники
"MILEX-2009". Организаторами выставки, помимо Национального выставочного центра
"БелЭкспо" Управления делами Президента
Республики Беларусь,
выступили Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь,
Министерство обороны Республики Беларусь, Министерство промышленности
Республики Беларусь.
Как отмечается в официальном пресс-релизе, "MILEX" - одна из самых
перспективных и значимых выставок, проходящих в
Республики Беларуси.
История выставки вооружения и военной техники "MILEX" начинается с 2001 г.
Тогда выставка собрала 119 участников из
Беларуси,
России,
Украины,
Польши,
Словакии,
Германии;
с экспозицией ознакомились более 10 тысяч посетителей. В 2003 г. участников
было 130, в рамках выставки "MILEX" впервые прошла Международная научная
конференция по научно-техническим проблемам. В 2005 г. число участников
достигло 135, а вторая Международная научная конференция имела небывалый успех.
В 2007 г. число участников достигло 141, значительно возросли объёмы
выставочных площадей.
Выставка "MILEX-2009" по выставочной площади была больше предыдущих, и в целом
получилась более представительной. Хотя в официальном каталоге выставки указаны
118 экспонентов, реально участников было больше, так как некоторые компании
выставились на объединённых стендах, а всего для участия, как сообщали
организаторы, подали заявки 145 предприятий из восьми стран (в
официальном каталоге имеются сведения только о предприятиях из
Республики Беларусь,
России
и
Украины
- Прим.
авт.).
Посмотреть было на что, ведь среди экспонатов на открытой площадке доминировала
военная автомобильная техника и вооружение, установленное на шасси автомобилей
и специальных колёсных шасси. Некоторые образцы автотехники белорусского
производства были представлены на выставке впервые в мире.
Российские предприятия показывали в основном масштабные модели военной техники.
Всего лишь два натурных образца автомобилей стояли на стендах российских
компаний - по-видимому, на рекламных бюджетах сказался кризис. Но глядя на
стенд Омского ПО "Радиозавод им. А. С. Попова", про экономические трудности
говорить было бы опрометчиво - на одном из самых больших стендов в крытом
павильоне посетители выставки могли увидеть не масштабную модель, а
опытный образец мобильного узла связи
на шасси полноприводного автомобиля
"Вепрь"
Горьковского автозавода.
Второму автомобилю российского производства досталось наиболее престижное место
наружной экспозиции - арзамасский
"Тигр"
встречал посетителей выставки непосредственно у входа в павильон и вызывал
большой интерес как у специалистов, так и у широкой публики. Впрочем, оба эти
образца ранее экспонировались на выставках. Как отмечает пресс-служба
ООО "Военно-промышленная компания",
"Большой интерес машина
[
СПМ-2Э "Тигр"
- Прим.
авт.]
вызвала у руководства белорусских Вооружённых сил. Осмотревший
СПМ-2Э
заместитель министра обороны
РБ
по вооружению генерал-майор
Иван Дырман
отметил, что такими машинами необходимо оснастить все спецподразделения
белорусской армии. Заинтересованность в "Тиграх" проявили также начальник
штаба и заместитель командующего по вооружению Внутренних войск МВД РБ
генерал-майор
Сергей Конопацкий
и полковник
Владимир Голубев.
Интересовались
"Тигром"
и многие иностранные гости, прибывшие в Минск из дальнего зарубежья". Но у
непосвящённой белорусской публики название "Тигр" вызывало неоднозначные
ассоциации - всё-таки в этом году отмечается юбилей освобождения
Белоруссии
от немецко-фашистских захватчиков, а немецкие тяжёлые танки в годы Великой
Отечественной войны назывались также "Тиграми". Может быть это символично, что
название российской машины - "Тигр", которая становится всё более популярна в
мире и распространяется в пику тем печально известным "Тиграм", которые так и
остались ржаветь на полях
России,
Беларуси,
Польши,
Венгрии
и
Германии?
Конечно, российским предприятиям следовало бы активнее присутствовать на
выставке, тем более нам есть что показать. Но
Камский автозавод,
претендующий стать основным поставщиком грузовых автомобилей для российской
армии, в Минск не приехал. Однако спецтехники на шасси
КАМАЗов
стояло много, в основном с кузовами для монтажа различного радиоэлектронного
оборудования, изготовленного белорусскими компаниями. Несмотря на то, что в
Республике Беларусь
Минским автозаводом
выпускаются
грузовые автомобили,
российские грузовики пока ещё находят применение в армии дружественной нам
страны. Но если
"КАМАЗ"
не будет совершенствовать конструкцию своих автомобилей и не будет активно
продвигать свою продукцию, то рискует потерять очень важный для себя рынок.
Стендов
УралАЗа,
БАЗа,
КЗКТ
на выставке также не было.
Могли бы "выставиться" и наши предприятия, выпускающие надстройки со спец.
оборудованием, тем более было кому показывать технику. Помимо официальных лиц,
открывавших выставку, среди которых премьер-министр
Беларуси
Сергей Сидорский, помощник президента по национальной безопасности Виктор
Лукашенко, министр обороны
РБ
Леонид Мальцев, госсекретарь Совета безопасности Беларуси Юрий Жадобин,
генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, госсекретарь Союза Беларуси и
России Павел Бородин, выставку посетили высокопоставленные зарубежные гости.
Делегацию
Украины
и
Судана
возглавляли министры обороны,
Китая
- начальник главного управления вооружения и военной техники НОАК,
Азербайджана
и
ОАЭ
- начальники генеральных штабов,
Ирана,
Таджикистана
и
Турции
- заместители министров обороны. Всего на выставке побывало около 140
официальных делегаций из более чем 40 стран мира. Вряд ли они прошли бы мимо
новинок российского ВПК! Объяснить невнимание нашей автомобильной
промышленности к столь важному событию высокой загруженностью заказами никак
нельзя - с заказами, скорее, ситуация обратная. Но ведь на выставке
объединённый стенд
России
представляло ФГУП "Рособоронэкспорт", и вполне можно было под эгидой такого
мощного экспортёра вооружения и военной техники организовать хорошую экспозицию
на открытой площадке! А на улице российских стендов, кроме уже упомянутого
"Тигра",
увы, не было...
Может быть проблема в том, что наша автомобильная отрасль более
неконкурентоспособна по сравнению с белорусской? Один из самых больших стендов
на уличной площадке принадлежал белорусскому
Многопрофильному научно-производственному частному унитарному предприятию "Тетраэдр",
которое разрабатывает, производит и ремонтирует радиоэлектронные системы
вооружения, в том числе проводит модернизацию зенитно-ракетных систем. Именно
на стенде этой
компании
стояли полноприводные КАМАЗы с КУНГами, напичканными различным оборудованием.
Но не они привлекли мое внимание. Самые интересные экспонаты
"Тетраэдра"
- две боевые машины из состава ЗРК малой дальности. Одна из этих боевых машин
смонтирована на стареньком плавающем специальном колёсном шасси
БАЗ-5937,
которое было разработано в
СССР
и принято на вооружение ещё в начале 70-х годов прошлого века. А рядом стояла
аналогичная боевая машина на новом шасси
МЗКТ-69222.
Сам ЗРК "Оса" - разработка ещё советских времён - имеет некоторый запас для
модернизации, что востребовано в ряде государств. В
Республике Беларусь
модифицированная версия получила обозначение "Оса-1Т". Естественно, родилась
идея - провести модернизацию не только радиоэлектронного оборудования и
зенитных ракет, но и морально и технически изношенных шасси. Белорусская фирма
обратилась в
Россию,
на
Брянский автозавод,
на котором ранее выпускались
БАЗ-5937,
и по сути получила отказ. В результате вместо российского шасси пришлось
использовать разработку
Минского завода колёсных тягачей.
Хотя возникла необходимость решить ряд технических проблем по адаптации шасси
(МЗКТ-69222
выше чем
БАЗ-5937),
боевая машина в окончательном варианте была представлена на выставке и уже
предлагается заказчикам, в том числе зарубежным. Мне сложно понять - почему в
Брянске не заинтересовались заказом, но перспективный рынок
российское предприятие
потеряло. И никакой политики в этом нет - только бизнес, так как и
"Тетраэдр",
и
Брянский автозавод
не являются государственными предприятиями. По некоторым данным, переговоры
"Тетраэдра"
и
МЗКТ
по новому шасси были далеко не простыми, но ведь договорились же! Да, шасси
МЗКТ-69222,
которое было использовано для монтажа элементов боевой машины, не является
плавающим, но в связи с новой военной доктриной оно плавающим теперь может и не
быть. Зато сегодня для белорусов открываются очень хорошие экспортные
перспективы, ведь
СССР
поставил немало ЗРК "Оса" различных модификаций во многие страны мира, и
проблемы с модернизацией назрели уже давно.
Ещё о потере рынка для российских предприятий. Следует заметить, что если по
шасси для модификации боевой машины ЗРК "Оса" вопрос решался в последнее время,
то модернизация другого ЗРК малой дальности С-125 "Печора" началась ещё в конце
1990-х гг.
Брянский автозавод
в то время лежал фактически в руинах, другой российский завод -
Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ)
- также стал не нужен государству, и разработчикам модернизированного ЗРК
"Печора-2" (а это совместная белорусско-российская разработка) пришлось
обратиться на
МЗКТ.
В
Республике Беларусь,
в отличие от
России,
ума хватило сохранить в государственной собственности стратегически важное для
обороны предприятие (замечу - это предприятие и сегодня более важно для обороны
России,
чем для
Республики Беларусь).
Естественно, в Минске положительно отреагировали на просьбу, и после этого для
белорусов открылся огромный экспортный рынок, который почти не подвержен
кризисам:
СССР
на протяжении многих лет активно продавал ЗРК С-125 своим друзьям в разных
странах. Сейчас
Брянский автозавод
может лишь локти кусать - 100% шасси МЗКТ для "Печоры-2М" после дооборудования
уходят на экспорт. А ведь теперь у
БАЗа
есть аналогичные разработки, но заказ уплыл за рубеж!
У россиян есть что показать миру, хотя бы те же тягачи
БАЗ-6402
для ЗРС С-300 и С-400. И такая экспозиция пришлась бы кстати именно на
"MILEX-2009", так как все общественно-политические СМИ в дни работы выставки
спекулировали о том - даст ли
Россия
ЗРС С-400
Республике Беларусь
или нет. Здесь не место для обсуждения конкретно этого вопроса, но были бы
экспонаты из Брянска в Минске, и дополнительная реклама российским тягачам
была бы обеспечена. Но получилось, говоря словами Виктора Степановича
Черномырдина, "как всегда", только на этот раз даже не хотели как лучше...
К сожалению, разочаровала экспозиция
Минского автомобильного завода.
Самих автомобилей
марки МАЗ.
на выставке было много, но фирменный стенд на "домашней" для завода выставке
выглядел бедно. И особых новинок показано не было - стояли лишь среднетоннажное
шасси
МАЗ-457043-322,
автомобиль
МАЗ-530905
и полноприводное шасси
МАЗ-631705-370.
Эти модели в различных модификациях уже выпускаются серийно, а что касается
МАЗ-6317,
то на других стендах подавляющее большинство специальных кузовов и контейнеров
военного назначения были представлены на шасси именно этой модели.
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
МЗКТ
занимает новые ниши
Самую интересную экспозицию на выставке "MILEX-2009" представило
Производственное республиканское унитарное предприятие
"Минский завод колёсных тягачей"
(далее
МЗКТ).
Вся нынешняя техника, выпускаемая заводом, имеет товарный знак "Волат". На
стенде можно было увидеть восемь армейских полноприводных автомобилей и
специальных колёсных шасси от двухосного
МЗКТ-8022 (4x4)
до восьмиосного
МЗКТ-79221 (16x16).
После осмотра экспозиции
МЗКТ
могу утверждать: в то время как в
России
за предыдущие 17 лет развалили и приватизировали оборонные предприятия, в том
числе входящие в автомобильную отрасль, в
Республике Беларусь
не только сохранили военно-промышленный комплекс, но и последовательно
развивали производственные мощности, создавали и создают новую военную
автомобильную технику, в первую очередь для российского оружия.
В этом году
МЗКТ
отмечает юбилей - в июле исполнится 55 лет с момента создания на
Минском автомобильном заводе
специального конструкторского бюро (СКБ) по тяжёлым колёсным артиллерийским
тягачам и двигателям к ним с опытной базой, которому 23 июля 1954 г. было
присвоено наименование СКБ-1. В дальнейшем были созданы производственные
мощности, позволившие организовать в первую очередь выпуск колёсных тягачей для
транспортировки тяжёлых артиллерийских систем, а затем выпуск шасси для монтажа
оборудования ракетных комплексов различного назначения.
Новые тягачи и шасси нашли применение и в народном хозяйстве, где они широко
применялись в освоении Западно-Сибирского и Прикаспийского нефтегазовых
комплексов.
Наследником техники 1960-1980-х гг. является восьмиосное специальное колёсное
шасси
МЗКТ-79221,
которое привлекало всеобщее внимание на выставке "MILEX-2009". Разработка этого
шасси была начата ещё в советский период, а первый опытный образец с колёсной
формулой 16x16 под обозначением
МЗКТ-7922
увидел свет в 1992 г. 7 февраля 1991 г. приказом генерального директора ПО
"БелавтоМАЗ" был образован и выведен из состава
МАЗа
Минский завод колёсных тягачей.
Шасси
МЗКТ-79221
было создано по заданию Министерства обороны России и предназначалось для
замены другого шасси - семиосного
МАЗ-7917,
колёсная формула 14x12, первый опытный образец - 1984 г., которое и сегодня
применяется для
пусковых установок
ракет "Тополь".
Шасси
МЗКТ-79221,
предназначенное для монтажа пусковой установки стратегических ядерных ракет
"Тополь-М",
является критически важным для российских сил ядерного сдерживания. Более того
- замены этому шасси на нечто подобное, производимое в
России,
в ближайшие годы не предвидится.
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
В то время как в
Республике Беларусь
планомерно и грамотно ведутся работы в области военной автомобильной техники, в
России
творится нечто непонятное для здравомыслящих людей. Наиболее характерно это
заметно в подходе к проблеме создания новых шасси для ракет стратегического
назначения. В декабре 2008 г. на международной конференции Вр.И.О. Начальника
21 НИИИ МО РФ полковник Александр Тарасов, отвечая на вопросы журналистов,
сообщил о том, что
"КАМАЗ"
пообещал сделать собственные шасси большой грузоподъёмности для замены шасси
производства
МЗКТ.
Хотя конкретные модели упомянуты не были, но подразумевалось в том числе шасси
МЗКТ-79221.
В феврале 2009 г. на пресс-конференции
Ассоциации НАМС,
куда входит
Брянский автомобильный завод,
были сообщены данные о том, что
"КАМАЗу"
уже выделены 120 млн. рублей на проведение научно-исследовательских работ по
этой теме, в то время как финансирование работ по перспективному семейству БАЗ
"Вощина-2" было прекращено в 2008 г. на завершающем этапе работ (первый опытный
образец шасси нового семейства должен был появиться в ноябре прошлого года). В
апреле текущего года на международном симпозиуме Главный конструктор
"КАМАЗа"
Данис Валеев,
отвечая на мой вопрос, подтвердил сведения о проведении работ по шасси большой
грузоподъёмности взамен шасси МЗКТ, но какие-либо подробности сообщить
отказался.
По мнению ряда экспертов,
"КАМАЗ"
вряд ли справится с созданием колёсного шасси для ракетных войск
стратегического назначения, особенно в настоящее кризисное время. Вместо того,
чтобы выделить финансирование российским предприятиям, которые ещё в советский
период, около 50 лет назад, были специально созданы для производства военной
автомобильной техники большой грузоподъёмности
(Брянский автомобильный завод
и
Курганский завод колёсных тягачей),
государство попросту отказалось от этих заводов, бросив их в 1990-е на произвол
судьбы. А сегодня, когда продукция этих предприятий могла бы быть востребована,
деньги выделены коллективу, который никогда аналогичной техники не разрабатывал
и не имеет производственной базы для выпуска техники такого класса. У
"КАМАЗа"
нет ни опыта, ни оборудования, ни испытательной базы, ничего нет для выпуска
специальных колёсных шасси грузоподъёмностью свыше 25 тонн, кроме амбиций.
Впрочем, меня уже давно такая ситуация не удивляет. "Пилить" бюджет у нас давно
научились без всяких последствий, а в
Беларуси
за такие дела можно сесть, и надолго.
Поэтому очень хорошо, что рядом есть и очень умный народ, и во
всех отношениях самая близкая к нам страна -
Республика Беларусь.
Продукция
МЗКТ
ещё очень долго будет востребована в Российской Армии, так как достойной замены
ей нет, а по модели
МЗКТ-79221
даже в перспективе не предвидится.
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Не вызывает удивлений, что на стенд
МЗКТ
заглянули представители
Китайской Народной Республики
и проявили большой интерес именно к шасси
МЗКТ-79221.
Просили представителей завода предоставить подробные технические данные, но
получили вежливый отказ. Следует особо отметить, что в
Республике Беларусь
очень тщательно хранят секреты разработок, сделанных для военного ведомства
России.
И это ещё один довод в пользу сотрудничества с
МЗКТ.
Замечу только, что в
Китае
есть совместное предприятие, в котором участвует
МЗКТ,
а также собственные производства специальных колёсных шасси большой
грузоподъёмности. А для чего китайцам нужно шасси
МЗКТ-79221,
остаётся только гадать...
МЗКТ
и раньше производил, и сейчас производит шасси нескольких семейств для ракетной
техники. Особо отмечу, что пусковые установки ракет "Искандер", которые
Россия
почти готова разместить в Калининградской области в ответ на планы
США
по развертыванию ПРО в Европе, также монтируются на шасси
МЗКТ.
Брянский автомобильный завод
предлагал свою разработку, и был даже изготовлен опытный образец пусковой
установки на шасси
БАЗ-69502,
но в конечном итоге разработчики ракетного комплекса выбрали белорусское шасси.
На выставке "MILEX-2009" было показано шасси
МЗКТ-7930
из семейства "Астролог" с колёсной формулой 8x8, модификации которого
используются для монтажа как пусковых установок ракет "Искандер", так и
различного иного военного оборудования. Сегодня минские шасси могут найти и
мирное применение, особенно у нефтегазодобытчиков. Кстати, при получении заказа
от российских заказчиков шасси МЗКТ могут быть адаптированы для решения любой
транспортной задачи в условиях бездорожья. В этом
МЗКТ
сегодня является бесспорным мировым лидером.
На "MILEX-2009"
МЗКТ
выставил не только свои "многоножки" - была техника и "полегче". Шасси
МЗКТ-8022 (4x4)
было представлено в "тропической" окраске и должно было привлечь внимание
делегаций из южных стран. Эта модель была разработана в 2001 г. для командной
системы ЗРК С-125 "Печора-2", но возможности шасси не ограничиваются лишь одним
этим применением. На выставочный образец
МЗКТ-8022
был установлен съёмный кузов компании
"Мидивисана",
который за характерный вид назвали "бабочка". В принципе, на это шасси можно
установить любой кузов, подходящий по габаритам и массе, в том числе
гражданского назначения.
Хорошо известный не только по выставкам седельный тягач
МЗКТ-7401 (8х8)
стоял в сцепке с полуприцепом для перевозки тяжёлой техники грузоподъёмностью
до 70 тонн. Другой экспонат выставки - грузовой автомобиль
МЗКТ-73011 (8х8),
оборудованный системой для ускоренной погрузки/разгрузки, также ранее
экспонировался и предлагается российским покупателям. Хотя эти автомобили могут
применяться в военных целях, они наиболее интересны для применения в народном
хозяйстве, так как полноценных аналогов, выпускаемых отечественной
промышленностью, сегодня нет.
Ещё одно специальное колёсное шасси на стенде Минского завода колёсных тягачей -
МЗКТ-6922
- смотрелось немного непривычно в окружении своих "собратьев". Это первое шасси
МЗКТ иной компоновки, оно не рамное, а корпусное, разработано в 2007 г. и в
предыдущие годы на выставках уже были показаны боевые машины ЗРК "Тор-М2Э" и
ЗРК "Бук-М2Э" на этом шасси. Ранее в предыдущей главе упоминалось шасси
МЗКТ-69222.
Внешне шасси
МЗКТ-6922
и
МЗКТ-69222
очень похожи, однако последнее было разработано в соответствии с техническим
заданием предприятия
"Тетраэдр"
специально для ЗРК "Оса-1Т" и также является корпусным.
МЗКТ-69222
было показано широкой публике на выставке впервые.
Особо следует сказать о
МЗКТ-6001,
так как этот автомобиль является эпохальным для завода. Фактически грузовик с
колёсной формулой 6x6 является родоначальником нового семейства армейских
автомобилей, в котором в будущем появятся двух- и четырёхосные модели.
Семейство займет нишу, в которой
МЗКТ
до этого ещё не работал - между армейскими "Уралами" и нынешними моделями МЗКТ,
то есть это средний класс грузовых автомобилей военно-технического назначения.
Все модели автомобилей будут унифицированы по автокомпонентам. Внешне кабина
МЗКТ-6001
сильно напоминает армейские автомобили MAN, но здесь важна практичность: экипаж
должен быть защищён от различных поражающих факторов, а само транспортное
средство должно вписываться в железнодорожный габарит. Главное же, что
постарались сделать конструкторы - выполнить перспективные требования к
автомобилям такого класса, в том числе сформулированные 21 НИИИ МО РФ. Среди
этих требований - высокая проходимость по бездорожью и высокая удельная
мощность. Все применяемые автокомпоненты либо белорусские, либо российские,
как, например, двигатель ЯМЗ-7513.10-02 мощностью 309 кВт (420 л.с.).
Конструкция автомобиля революционна - применена независимая подвеска, сегодня в
автомобилях подобного класса только американцы применяют независимую подвеску
(фирма
Oshkosh).
Впервые на этом автомобиле установлена гидромеханическая трансмиссия с
электронным управлением, это собственная разработка
МЗКТ.
Первый опытный образец покинул ворота экспериментального цеха в сентябре 2008
года и сейчас проходит испытания. Новое семейство грузовиков МЗКТ может стать
конкурентом перспективным армейским автомобилям КАМАЗ. Сейчас в российских
общественно-политических СМИ говорится о том, что
"КАМАЗ"
планирует стать основным поставщиком грузовиков для российской Армии. Но здесь
важно сделать правильный выбор в результате честной конкуренции. Почему бы не
провести испытания техники - совершить многотысячекилометровый пробег в сложных
дорожных условиях, как это делалось во времена
СССР?
Тогда выявятся все слабые места техники, и победит сильнейший.
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
|
Когда статья уже была готова к публикации,
автору
стали известны некоторые подробности научно-исследовательской и
опытно-конструкторской работы "Гараж-2" (военные грузовики класса
грузоподъёмности 10-15 т), которые проводил
ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ"
совместно с
"КАМАЗом",
УралАЗом,
ФГУ 21 НИИИ МО РФ
и другими организациями. Характеристики нового автомобиля
МЗКТ-6001
как раз вписываются в рамки этой НИОКР, а всё новое семейство перспективных
автомобилей МЗКТ укладывается в перспективный модельный ряд российской военной
автомобильной техники соответствующего класса. В то время как финансирование
работ Главным автобронетанковым управлением МО РФ (ГАБТУ) по теме "Гараж-2" в
прошлом году было прекращено, а в дополнение к этому ещё и
"КАМАЗ"
прекратил совместные работы с
Уральским автозаводом
по унификации военной техники, в Минске без дела не сидели, а за счёт грамотной
технической политики продвинулись далеко вперёд. Если так и дальше пойдёт
развитие событий, то смею предположить что очень скоро на
МЗКТ
разработают и капотный вариант грузовика для армии, которого так не хватает для
оснащения войскового звена (защита экипажа от взрыва мины у автомобилей
капотной компоновки примерно в два раза выше, чем противоминная защита
автомобилей бескапотной компоновки).
К
автору
этих строк из различных источников поступает информация о том, что
"КАМАЗ"
уже составляет персонально для себя новые тактико-технические требования,
которые значительно мягче тех, которые сейчас приняты в Российской Армии для
военной автомобильной техники. Это позволит "протолкнуть" в Армию грузовики, не
соответствующие на текущий момент многим параметрам. Если такая информация
соответствует истине, то результат будет печальным - в очередной раз на поле
боя наши солдаты и офицеры своими жизнями заплатят за недальновидную политику
бизнесменов, чиновников и просто случайных людей, которые сегодня лоббируют
интересы или занимают посты в Российских ведомствах, в том числе в военном. Тут
бы вспомнить известные всем слова далёких 1930-х гг. применительно к
правильному словесному названию такой "недальновидной политики". :(
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
"Бабочки от
Мидивисаны"
Ещё один большой по площади стенд на выставке "MILEX-2009" занимала продукция
военного назначения белорусского
ООО "Мидивисана".
В
России
продукцию
"Мидивисаны"
знают далеко не все специалисты, хотя компания образовалась ещё в октябре 1991
г. Основными направлениями деятельности предприятия являются изготовление
автомобилей-фургонов торговой марки "ЛЮБАВА" с изотермическими, торговыми,
вахтовыми, мастерскими и специальными кузовами на шасси ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, а
также других марок; изготовление санитарных автомобилей и специальных
автомобилей для обеспечения служб МВД; изготовление коммунальной и специальной
техники для самых различных применений. Значительную часть деятельности
составляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Специалисты
ООО "Мидивисана"
постоянно изучают новинки в области материаловедения и на основе приобретаемых
компонентов создают новые элементы конструкций, зачастую превосходящие лучшие
зарубежные аналоги (например, так называемые сэндвич-панели). Изготовление
автомобилей-фургонов и специальных автомобилей осуществляется на собственной
производственной базе. В течение многих лет
ООО "Мидивисана"
занимает лидирующее положение в обеспечении автомобильной техникой таких
крупных организаций, как Министерство внутренних дел Республики Беларусь,
республиканские организации здравоохранения, связи, почтовые и аварийные
службы, геологические организации и др.
В военной области предприятие стало работать всего пять лет назад, но за это
время добилось значительных успехов. Военные изделия
ООО "Мидивисана"
- штабные машины, предназначенные для эксплуатации в составе подвижных пунктов
управления государственных органов, обеспечения работы должностных лиц в
полевых условиях;
подвижные комплексы топогеодезического и навигационного обеспечения;
подвижные медицинские комплексы на базе кузовов-контейнеров постоянного и
переменного объёма. В Министерстве обороны Республики Беларусь эта техника уже
успешно эксплуатируется, и Президент
Республики Беларусь
Александр Лукашенко
смог её возможности оценить по достоинству во время недавних учений.
На стенде
ООО "Мидивисана"
были представлены как самые последние разработки, так и модели, уже показанные
на предыдущих выставках. Из новых разработок -
мобильный госпиталь,
выполненный в кузове-контейнере переменного объёма.
Госпиталь
оснащён системой жизнеобеспечения, включающей оборудование для отопления,
кондиционирования, вентиляции и фильтрации воздуха.
Мобильный госпиталь
может комплектоваться медицинским оборудованием по требованиям заказчика.
Полезная площадь в развёрнутом виде - 30 кв. метров. За характерную внешность
такой кузов-контейнер переменного объёма получил название "бабочка".
Отличительный знак в форме крыльев этого насекомого всю выставку украшал стенд
"Мидивисаны".
К сожалению, на выставке не были продемонстрированы возможности по быстрому
развертыванию/свертыванию кузова - как гласит реклама, кузов-контейнер
изготавливается на базе автомобильного шасси и имеет механизм подъёма и
опускания кузова контейнера. Однако на стенде этот
госпиталь
стоял не на автомобильном шасси, а был установлен на заасфальтированной
площадке. После окончания выставки контейнер на автомобильный прицеп грузили
обычным автокраном... Видимо,
"Мидивисана"
ещё только готовит военные системы по быстрой смене кузовов-контейнеров типа
"Мультилифт", которые уже находят применение как в
России,
так и в странах НАТО. А может быть эта техника пока ещё не разрешена к показу
широкой публике? Думаю, что тот же
МЗКТ
не останется в стороне от таких разработок, тем более что
МЗКТ-73011
в принципе для этого подойти сможет.
Ещё одна новая разработка, представленная на стенде -
подвижный комплекс топогеодезического и навигационного обеспечения,
размещённый в кузовах-контейнерах. Это оборудование включает
программно-аппаратный комплекс обработки геопространственной информации,
беспилотный летательный аппарат (БПЛА), наземный комплекс управления и
предназначено для комплексного анализа и систематизации геопространственной
информации, оперативного наблюдения за местностью, определения координат
стационарных и движущих объектов в реальном масштабе времени и обновления
электронных карт местности. Учитывая опыт боевых действий в
Южной Осетии,
именно такие комплексы крайне необходимы Российской армии. А пока наши военные
спецы вели переговоры о покупке БПЛА в
Израиле,
в
Беларуси
сделали ставку на собственный ВПК, и не прогадали! БПЛА в составе комплекса
топогеодезического и навигационного обеспечения может быть оборудован, помимо
прочего, устойчивой к воздействию внешних факторов полезной нагрузкой (фото-
или видеокамерой, тепловизором и т.д.). Можно предположить, учитывая разработки
таких предприятий как
"Тетраэдр"
(см. первую часть статьи), что в перспективе можно ожидать от белорусского ВПК
не только разведывательных, но и ударных БПЛА. А что касается управления
"беспилотниками" - вряд ли у белорусских специалистов возникнут неразрешимые
проблемы. Глядишь, скоро россиянам придётся обращаться за помощью к своему
ближайшему соседу, если и дальше чиновники от российского Министерства обороны
будут ориентироваться в области высоких технологий на наших вероятных "друзей",
а такие "друзья" могут нас "кинуть" в самый ответственный момент.
ООО "Мидивисана"
располагает производственной базой не только для изготовления кузовов, но и
собственным мебельным производством. На "MILEX-2009" старшие офицеры не без
любопытства заглядывали в
штабную машину для высшего командного состава.
Здесь есть почти всё для комфортного отдыха, начиная от удобных кресел, дивана
и кровати до небольшой кухни и санузла с душевой. В
России
такой кузов-контейнер был бы весьма популярен у генералов, предпочитающих на
отдыхе поохотиться или порыбачить далеко за городом. Впрочем, это уже выходит
за рамки обороноспособности. :)
Мне же особо понравилась другая разработка - комплект штабных модульных машин
ПШ 9919-М40Р.
Принцип очень простой - несколько контейнеров стандартного 40-футового размера
стыкуются между собой, образуя рабочие места для командного состава. Количество
контейнеров ограничено лишь площадкой, на которой нужно собрать пункт
управления (требования не только по размеру площадки, но и по перепаду высот).
Контейнеры также можно стыковать, не разгружая с полуприцепов. Эта техника уже
была показана на предыдущих выставках и принимала участие в учениях, но впервые
мне посчастливилось оценить её маскировочные качества во время транспортировки.
На марше такие полуприцепы даже специалист не всегда отличит от обычного
автопоезда - под тентами с гражданской расцветкой оборудование практически
незаметно, транспортное средство не выделяется в транспортном потоке на
автотрассах. Для транспортировки используются стандартные "гражданские"
седельные тягачи
МАЗ-544005,
и демаскируют их лишь военные номера и военная форма водителей и сопровождающих
лиц.
В
России
кузова-контейнеры военного назначения производятся несколькими предприятиями,
среди них
ЗАО НПЦ "Кузов",
г. Москва;
Научно-производственное предприятие "Проект-техника",
г. Москва;
ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей",
г. Шумерля Чувашской Республики (две последних компании входят в состав
"Объединения разработчиков и производителей подвижной техники");
ОАО "Комбинат автомобильных фургонов",
г. Шумерля Чувашской Республики;
ОАО "Красногорский комбинат автофургонов",
п.г.т. Красногорский в Республике Марий Эл и др. Несмотря на такой
представительный состав отечественных производителей, на одном из последних
больших закрытых смотров военной автомобильной техники, состоявшемся в конце
2008 г., автомобили с кузовами-фургонами не были представлены вовсе, хотя
автомобили с системами быстрой погрузки-выгрузки кузовов там были показаны.
Что это - полный возврат российской армии к КУНГам? Но ведь и у КУНГов, и у
кузовов-контейнеров есть свои преимущества и недостатки. Уверен - в Российской
Армии применение могут найти кузова различных типов, надо лишь грамотно
применять технику по назначению. Или это отголоски тех же российских проблем с
ВАТ, которые частично уже были озвучены выше? Если с первой извечной русской
бедой - плохими дорогами - военная автомобильная техника предназначена
справляться по определению, то с другой русской бедой дело, выходит, совсем
дрянь...
Следует также отметить, что
"Мидивисана"
производит автомобили с противоосколочной и противопулевой защитой по II
классу. Собственная конструкторская служба и современное производство позволяют
разрабатывать и внедрять в производство продукцию, не имеющую полных аналогов в
СНГ,
в том числе по заказам Министерства обороны, МВД, МЧС. Все военные разработки
осуществляются в соответствии с военными стандартами, включая Российские.
Добавлю, что делегации российских военных специалистов также посетили стенд
ООО "Мидивисана"
и представленным экспонатам была дана высокая оценка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
После закрытия выставки "MILEX-2009" медицинский комплекс на базе
кузова-контейнера переменного объёма на прицеп грузили обычным автокраном...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
Тент прекрасно маскирует военное оборудование!
|
|
|
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
Броня крепка?
Конечно же на выставке была представлена и другая военная техника. В павильоне
внимание посетителей привлекала боевая разведывательно-диверсионная машина
2Т "Сталкер"
В этой машине
реализован несколько иной подход к проектированию гусеничной техники -
броневая защита минимальная, зато сделана ставка на скорость, маневренность,
малозаметность для средств обнаружения. Как заявляют разработчики, снижена
заметность в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах. Так, для
уменьшения заметности в радиолокационном диапазоне корпус машины имеет особую
форму и выполнен с применением специальных материалов и покрытий. В
"Штатах"
такие технологии называют "Стелс". Одним из мероприятий по снижению тепловой
заметности является использование бесподсветочных приборов ночного видения. Ещё
одним уровнем защиты стала система самозащиты от обнаружения лазерным
облучением. При облучении машины источником лазерного облучения экипаж
оповещается об этом, и производится отстрел ослепляюще-дымовых гранат в
направлении источника излучения.
Динамические характеристики
2Т "Сталкер"
впечатляют - на выставке раздавали проспекты, в которых указана максимальная
скорость 95 км/ч, а на официальном сайте компании-разработчика из
Беларуси
(предприятие
"Минотор-Сервис")
указано ещё большее значение - 115 км/ч (чему верить - непонятно, мне "знающие"
люди говорили что 95 км/ч - это скорость на бездорожье). К сожалению, о силовой
установке разработчики говорят неохотно, как и о некоторых других параметрах.
Известно разве что о дизельном двигателе с гидромеханической трансмиссией и о
гидропневматической подвеске, которая позволяет машине менять клиренс и
"ложиться" на грунт. Кстати, такую подвеску на своём стенде показал
Минский тракторный завод (МТЗ),
но специалист предприятия
"Минотор-Сервис"
в разговоре со мной пояснил, что
МТЗ
уже давно не производит гусеничную технику. Машина
2Т "Сталкер"
вооружена автоматической 30-мм пушкой 2А42 (500 выстрелов), спаренным пулеметом
калибра 7,62-мм (2000 патронов), ракетное вооружение составляют 2 спаренных ПУ
с 4 противотанковыми и зенитными ракетами в контейнерах (боезапас 6 ракет).
Также среди вооружения есть автоматический 30-мм гранатомет (166 выстрелов)
плюс 12 противотанковых мин. Говорят, что за счёт оригинальной ходовой части и
конструкции гусениц машина передвигается почти бесшумно. Так ли это на практике
и сколько машин уже находится на вооружении армии
Республики Беларусь
мне узнать не удалось.
Назначение машины
2Т "Сталкер"
- вести разведку в оперативно-тактическом тылу противника на удалении примерно
200-300 км от линии фронта. Так как в далёком тылу противник вряд ли ожидает
появление гусеничной техники противоборствующей стороны, за счёт эффекта
внезапности и малозаметности диверсанты могут преподнести немало сюрпризов,
имея при этом возможность вернуться после выполнения задания к своим, для чего
запас хода разведывательно-диверсионной машины увеличен и составляет 1000 км.
Исходя из таких соображений бронирование машины минимально, лобовая броня
защищает от снарядов 30-мм пушек и стрелкового оружия, борта и другие части
защищены ещё меньше. Будет ли такая техника применяться в реальных боевых
условиях, сейчас можно только гадать.
Предприятие
"Минотор-Сервис"
представляло также транспортную гусеничную машину
3Т,
предназначенную для маневренных высокоскоростных действий на пересечённой
местности. У этой машины отсутствует бронирование верхней части, что
сомнительно с точки зрения использования в боевых условиях. Скорее эту технику
можно предложить каким-либо охотникам или службам МЧС, чем военным. Кстати,
машина
3Т
является плавающей.
Ещё один экспонат пользовался огромным спросом у детей - сразу по десятку
мальчишек и девченок забирались на броню модернизированной бронированной
разведывательно-дозорной машины
БРДМ-2МБ1.
В отличие от базового образца специалисты
РУП "140 ремонтный завод"
установили дизельный двигатель Д245.30Е2
Минского моторного завода.
В результате максимальная мощность возросла до 115 кВт (155 л.с.), расход
топлива уменьшился до 31,1 л на 100 км при движении по шоссе, соответственно
вырос запас хода до 900 км. Трансмиссия машины была адаптирована к
установленному силовому агрегату. Были внесены и другие существенные изменения
- демонтированы водометный движитель и дополнительные колёса с механизмами
отбора мощности и приводами управления. Средства наблюдения, связи и разведки
остались прежние. Следует отметить, что этим не был устранён главный недостаток
БРДМ-2,
а именно - недостаточная устойчивость.
Ранее мне удалось в побывать в Арзамасе, где Главный конструктор
Арзамасского машиностроительного завода (АМЗ)
Александр Григорьевич Масягин
рассказал, что в 1990-х гг. был объявлен конкурс на модернизацию
БРДМ-2
и
АМЗ
этот конкурс выиграл. Российская версия получила обозначение
БРДМ-2А.
"Идеология модернизации - применение узлов и агрегатов от
БТР-80,
который хорошо себя зарекомендовал, - рассказывал Александр Григорьевич. -
Если говорить о машине
БРДМ-2А,
то вместо бензинового двигателя поставлен дизельный двигатель, а это
пожаробезопасность. Подвеска ранее была рессорная, на базе узлов и агрегатов
ГАЗ-66,
теперь мы применили подвеску от
БТР-80.
Колея стала шире, и если раньше на поворотах на больших скоростях машина
опрокидывалась - это был её врожденный недостаток, то теперь такого недостатка
нет - она может ездить и по дорогам, и по пересечённой местности с гораздо
большими скоростями".
Двигатель, который устанавливается сейчас в Арзамасе на
БРДМ-2А,
производится в Минске на
Моторном заводе,
то есть аналогичный устанавливаемому на
БРДМ-2МБ1.
Однако, как пояснил Александр Масягин, уже в этом году минскому двигателю
придут на замену отечественные рядные дизельные
ЯМЗ-534
и
ЯМЗ-536.
Может быть белорусам здесь будет выгоднее сотрудничать с
Россией?
Особое мнение
Константина Ушанова,
руководителя отдела испытаний автомобилей, коммерческого транспорта и
строительной техники.
В процессе подготовки данного материала о выставке вооружений
"Milex-2009", проходившей в Минске, появились сообщения о возрастании
напряжённости в отношениях между
Россией
и
Республикой Беларусь.
А ведь именно данная выставка со всей очевидностью показала, насколько велика
интеграция наших стран в экономическом и оборонном комплексах.
Республика Беларусь
не только производитель уникальной техники для российской армии, без которой
она не может обойтись, но является ещё и стратегическим партнёром, так
называемой "буферной зоной" между нашей страной и странами западной Европы. Нам
не то, что "давить" на
Беларусь
надо в угоду российским олигархам, а совместно границу охранять впору. Так
зачем же наши политики "рубят сук, на котором сидим"?
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
Редакция "Автомобильного каталога" www.autocatalogue.ru
выражает благодарность ООО Группе Компаний "СПЕЦАВТОСТРОЙ" - официальному
дилеру
УП "МЗКТ"
и
ООО "МИДИВИСАНА"
в
России,
за помощь в посещении выставки MILEX-2009.
ООО Группа Компаний "СПЕЦАВТОСТРОЙ"
Тел./факс: (495) 225-50-09
www.supermaz.ru
|
|
|
|
 |
|