|
Броня крепка?
Конечно же на выставке была представлена и другая военная техника. В павильоне
внимание посетителей привлекала боевая разведывательно-диверсионная машина
2Т "Сталкер"
В этой машине
реализован несколько иной подход к проектированию гусеничной техники -
броневая защита минимальная, зато сделана ставка на скорость, маневренность,
малозаметность для средств обнаружения. Как заявляют разработчики, снижена
заметность в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах. Так, для
уменьшения заметности в радиолокационном диапазоне корпус машины имеет особую
форму и выполнен с применением специальных материалов и покрытий. В
"Штатах"
такие технологии называют "Стелс". Одним из мероприятий по снижению тепловой
заметности является использование бесподсветочных приборов ночного видения. Ещё
одним уровнем защиты стала система самозащиты от обнаружения лазерным
облучением. При облучении машины источником лазерного облучения экипаж
оповещается об этом, и производится отстрел ослепляюще-дымовых гранат в
направлении источника излучения.
Динамические характеристики
2Т "Сталкер"
впечатляют - на выставке раздавали проспекты, в которых указана максимальная
скорость 95 км/ч, а на официальном сайте компании-разработчика из
Беларуси
(предприятие
"Минотор-Сервис")
указано ещё большее значение - 115 км/ч (чему верить - непонятно, мне "знающие"
люди говорили что 95 км/ч - это скорость на бездорожье). К сожалению, о силовой
установке разработчики говорят неохотно, как и о некоторых других параметрах.
Известно разве что о дизельном двигателе с гидромеханической трансмиссией и о
гидропневматической подвеске, которая позволяет машине менять клиренс и
"ложиться" на грунт. Кстати, такую подвеску на своём стенде показал
Минский тракторный завод (МТЗ),
но специалист предприятия
"Минотор-Сервис"
в разговоре со мной пояснил, что
МТЗ
уже давно не производит гусеничную технику. Машина
2Т "Сталкер"
вооружена автоматической 30-мм пушкой 2А42 (500 выстрелов), спаренным пулеметом
калибра 7,62-мм (2000 патронов), ракетное вооружение составляют 2 спаренных ПУ
с 4 противотанковыми и зенитными ракетами в контейнерах (боезапас 6 ракет).
Также среди вооружения есть автоматический 30-мм гранатомет (166 выстрелов)
плюс 12 противотанковых мин. Говорят, что за счёт оригинальной ходовой части и
конструкции гусениц машина передвигается почти бесшумно. Так ли это на практике
и сколько машин уже находится на вооружении армии
Республики Беларусь
мне узнать не удалось.
Назначение машины
2Т "Сталкер"
- вести разведку в оперативно-тактическом тылу противника на удалении примерно
200-300 км от линии фронта. Так как в далёком тылу противник вряд ли ожидает
появление гусеничной техники противоборствующей стороны, за счёт эффекта
внезапности и малозаметности диверсанты могут преподнести немало сюрпризов,
имея при этом возможность вернуться после выполнения задания к своим, для чего
запас хода разведывательно-диверсионной машины увеличен и составляет 1000 км.
Исходя из таких соображений бронирование машины минимально, лобовая броня
защищает от снарядов 30-мм пушек и стрелкового оружия, борта и другие части
защищены ещё меньше. Будет ли такая техника применяться в реальных боевых
условиях, сейчас можно только гадать.
Предприятие
"Минотор-Сервис"
представляло также транспортную гусеничную машину
3Т,
предназначенную для маневренных высокоскоростных действий на пересечённой
местности. У этой машины отсутствует бронирование верхней части, что
сомнительно с точки зрения использования в боевых условиях. Скорее эту технику
можно предложить каким-либо охотникам или службам МЧС, чем военным. Кстати,
машина
3Т
является плавающей.
Ещё один экспонат пользовался огромным спросом у детей - сразу по десятку
мальчишек и девченок забирались на броню модернизированной бронированной
разведывательно-дозорной машины
БРДМ-2МБ1.
В отличие от базового образца специалисты
РУП "140 ремонтный завод"
установили дизельный двигатель Д245.30Е2
Минского моторного завода.
В результате максимальная мощность возросла до 115 кВт (155 л.с.), расход
топлива уменьшился до 31,1 л на 100 км при движении по шоссе, соответственно
вырос запас хода до 900 км. Трансмиссия машины была адаптирована к
установленному силовому агрегату. Были внесены и другие существенные изменения
- демонтированы водометный движитель и дополнительные колёса с механизмами
отбора мощности и приводами управления. Средства наблюдения, связи и разведки
остались прежние. Следует отметить, что этим не был устранён главный недостаток
БРДМ-2,
а именно - недостаточная устойчивость.
Ранее мне удалось в побывать в Арзамасе, где Главный конструктор
Арзамасского машиностроительного завода (АМЗ)
Александр Григорьевич Масягин
рассказал, что в 1990-х гг. был объявлен конкурс на модернизацию
БРДМ-2
и
АМЗ
этот конкурс выиграл. Российская версия получила обозначение
БРДМ-2А.
"Идеология модернизации - применение узлов и агрегатов от
БТР-80,
который хорошо себя зарекомендовал, - рассказывал Александр Григорьевич. -
Если говорить о машине
БРДМ-2А,
то вместо бензинового двигателя поставлен дизельный двигатель, а это
пожаробезопасность. Подвеска ранее была рессорная, на базе узлов и агрегатов
ГАЗ-66,
теперь мы применили подвеску от
БТР-80.
Колея стала шире, и если раньше на поворотах на больших скоростях машина
опрокидывалась - это был её врожденный недостаток, то теперь такого недостатка
нет - она может ездить и по дорогам, и по пересечённой местности с гораздо
большими скоростями".
Двигатель, который устанавливается сейчас в Арзамасе на
БРДМ-2А,
производится в Минске на
Моторном заводе,
то есть аналогичный устанавливаемому на
БРДМ-2МБ1.
Однако, как пояснил Александр Масягин, уже в этом году минскому двигателю
придут на замену отечественные рядные дизельные
ЯМЗ-534
и
ЯМЗ-536.
Может быть белорусам здесь будет выгоднее сотрудничать с
Россией?
Особое мнение
Константина Ушанова,
руководителя отдела испытаний автомобилей, коммерческого транспорта и
строительной техники.
В процессе подготовки данного материала о выставке вооружений
"Milex-2009", проходившей в Минске, появились сообщения о возрастании
напряжённости в отношениях между
Россией
и
Республикой Беларусь.
А ведь именно данная выставка со всей очевидностью показала, насколько велика
интеграция наших стран в экономическом и оборонном комплексах.
Республика Беларусь
не только производитель уникальной техники для российской армии, без которой
она не может обойтись, но является ещё и стратегическим партнёром, так
называемой "буферной зоной" между нашей страной и странами западной Европы. Нам
не то, что "давить" на
Беларусь
надо в угоду российским олигархам, а совместно границу охранять впору. Так
зачем же наши политики "рубят сук, на котором сидим"?
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
Редакция "Автомобильного каталога" www.autocatalogue.ru
выражает благодарность ООО Группе Компаний "СПЕЦАВТОСТРОЙ" - официальному
дилеру
УП "МЗКТ"
и
ООО "МИДИВИСАНА"
в
России,
за помощь в посещении выставки MILEX-2009.
ООО Группа Компаний "СПЕЦАВТОСТРОЙ"
Тел./факс: (495) 225-50-09
www.supermaz.ru
|
|
|