|
C 19 по 22 мая в г. Минске, в выставочном павильоне "НВЦ "БелЭкспо""
проводилась 5-я Международная выставка вооружений и военной техники
"MILEX-2009". Организаторами выставки, помимо Национального выставочного центра
"БелЭкспо" Управления делами Президента
Республики Беларусь,
выступили Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь,
Министерство обороны Республики Беларусь, Министерство промышленности
Республики Беларусь.
Как отмечается в официальном пресс-релизе, "MILEX" - одна из самых
перспективных и значимых выставок, проходящих в
Республики Беларуси.
История выставки вооружения и военной техники "MILEX" начинается с 2001 г.
Тогда выставка собрала 119 участников из
Беларуси,
России,
Украины,
Польши,
Словакии,
Германии;
с экспозицией ознакомились более 10 тысяч посетителей. В 2003 г. участников
было 130, в рамках выставки "MILEX" впервые прошла Международная научная
конференция по научно-техническим проблемам. В 2005 г. число участников
достигло 135, а вторая Международная научная конференция имела небывалый успех.
В 2007 г. число участников достигло 141, значительно возросли объёмы
выставочных площадей.
Выставка "MILEX-2009" по выставочной площади была больше предыдущих, и в целом
получилась более представительной. Хотя в официальном каталоге выставки указаны
118 экспонентов, реально участников было больше, так как некоторые компании
выставились на объединённых стендах, а всего для участия, как сообщали
организаторы, подали заявки 145 предприятий из восьми стран (в
официальном каталоге имеются сведения только о предприятиях из
Республики Беларусь,
России
и
Украины
- Прим.
авт.).
Посмотреть было на что, ведь среди экспонатов на открытой площадке доминировала
военная автомобильная техника и вооружение, установленное на шасси автомобилей
и специальных колёсных шасси. Некоторые образцы автотехники белорусского
производства были представлены на выставке впервые в мире.
Российские предприятия показывали в основном масштабные модели военной техники.
Всего лишь два натурных образца автомобилей стояли на стендах российских
компаний - по-видимому, на рекламных бюджетах сказался кризис. Но глядя на
стенд Омского ПО "Радиозавод им. А. С. Попова", про экономические трудности
говорить было бы опрометчиво - на одном из самых больших стендов в крытом
павильоне посетители выставки могли увидеть не масштабную модель, а
опытный образец мобильного узла связи
на шасси полноприводного автомобиля
"Вепрь"
Горьковского автозавода.
Второму автомобилю российского производства досталось наиболее престижное место
наружной экспозиции - арзамасский
"Тигр"
встречал посетителей выставки непосредственно у входа в павильон и вызывал
большой интерес как у специалистов, так и у широкой публики. Впрочем, оба эти
образца ранее экспонировались на выставках. Как отмечает пресс-служба
ООО "Военно-промышленная компания",
"Большой интерес машина
[
СПМ-2Э "Тигр"
- Прим.
авт.]
вызвала у руководства белорусских Вооружённых сил. Осмотревший
СПМ-2Э
заместитель министра обороны
РБ
по вооружению генерал-майор
Иван Дырман
отметил, что такими машинами необходимо оснастить все спецподразделения
белорусской армии. Заинтересованность в "Тиграх" проявили также начальник
штаба и заместитель командующего по вооружению Внутренних войск МВД РБ
генерал-майор
Сергей Конопацкий
и полковник
Владимир Голубев.
Интересовались
"Тигром"
и многие иностранные гости, прибывшие в Минск из дальнего зарубежья". Но у
непосвящённой белорусской публики название "Тигр" вызывало неоднозначные
ассоциации - всё-таки в этом году отмечается юбилей освобождения
Белоруссии
от немецко-фашистских захватчиков, а немецкие тяжёлые танки в годы Великой
Отечественной войны назывались также "Тиграми". Может быть это символично, что
название российской машины - "Тигр", которая становится всё более популярна в
мире и распространяется в пику тем печально известным "Тиграм", которые так и
остались ржаветь на полях
России,
Беларуси,
Польши,
Венгрии
и
Германии?
Конечно, российским предприятиям следовало бы активнее присутствовать на
выставке, тем более нам есть что показать. Но
Камский автозавод,
претендующий стать основным поставщиком грузовых автомобилей для российской
армии, в Минск не приехал. Однако спецтехники на шасси
КАМАЗов
стояло много, в основном с кузовами для монтажа различного радиоэлектронного
оборудования, изготовленного белорусскими компаниями. Несмотря на то, что в
Республике Беларусь
Минским автозаводом
выпускаются
грузовые автомобили,
российские грузовики пока ещё находят применение в армии дружественной нам
страны. Но если
"КАМАЗ"
не будет совершенствовать конструкцию своих автомобилей и не будет активно
продвигать свою продукцию, то рискует потерять очень важный для себя рынок.
Стендов
УралАЗа,
БАЗа,
КЗКТ
на выставке также не было.
Могли бы "выставиться" и наши предприятия, выпускающие надстройки со спец.
оборудованием, тем более было кому показывать технику. Помимо официальных лиц,
открывавших выставку, среди которых премьер-министр
Беларуси
Сергей Сидорский, помощник президента по национальной безопасности Виктор
Лукашенко, министр обороны
РБ
Леонид Мальцев, госсекретарь Совета безопасности Беларуси Юрий Жадобин,
генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, госсекретарь Союза Беларуси и
России Павел Бородин, выставку посетили высокопоставленные зарубежные гости.
Делегацию
Украины
и
Судана
возглавляли министры обороны,
Китая
- начальник главного управления вооружения и военной техники НОАК,
Азербайджана
и
ОАЭ
- начальники генеральных штабов,
Ирана,
Таджикистана
и
Турции
- заместители министров обороны. Всего на выставке побывало около 140
официальных делегаций из более чем 40 стран мира. Вряд ли они прошли бы мимо
новинок российского ВПК! Объяснить невнимание нашей автомобильной
промышленности к столь важному событию высокой загруженностью заказами никак
нельзя - с заказами, скорее, ситуация обратная. Но ведь на выставке
объединённый стенд
России
представляло ФГУП "Рособоронэкспорт", и вполне можно было под эгидой такого
мощного экспортёра вооружения и военной техники организовать хорошую экспозицию
на открытой площадке! А на улице российских стендов, кроме уже упомянутого
"Тигра",
увы, не было...
Может быть проблема в том, что наша автомобильная отрасль более
неконкурентоспособна по сравнению с белорусской? Один из самых больших стендов
на уличной площадке принадлежал белорусскому
Многопрофильному научно-производственному частному унитарному предприятию "Тетраэдр",
которое разрабатывает, производит и ремонтирует радиоэлектронные системы
вооружения, в том числе проводит модернизацию зенитно-ракетных систем. Именно
на стенде этой
компании
стояли полноприводные КАМАЗы с КУНГами, напичканными различным оборудованием.
Но не они привлекли мое внимание. Самые интересные экспонаты
"Тетраэдра"
- две боевые машины из состава ЗРК малой дальности. Одна из этих боевых машин
смонтирована на стареньком плавающем специальном колёсном шасси
БАЗ-5937,
которое было разработано в
СССР
и принято на вооружение ещё в начале 70-х годов прошлого века. А рядом стояла
аналогичная боевая машина на новом шасси
МЗКТ-69222.
Сам ЗРК "Оса" - разработка ещё советских времён - имеет некоторый запас для
модернизации, что востребовано в ряде государств. В
Республике Беларусь
модифицированная версия получила обозначение "Оса-1Т". Естественно, родилась
идея - провести модернизацию не только радиоэлектронного оборудования и
зенитных ракет, но и морально и технически изношенных шасси. Белорусская фирма
обратилась в
Россию,
на
Брянский автозавод,
на котором ранее выпускались
БАЗ-5937,
и по сути получила отказ. В результате вместо российского шасси пришлось
использовать разработку
Минского завода колёсных тягачей.
Хотя возникла необходимость решить ряд технических проблем по адаптации шасси
(МЗКТ-69222
выше чем
БАЗ-5937),
боевая машина в окончательном варианте была представлена на выставке и уже
предлагается заказчикам, в том числе зарубежным. Мне сложно понять - почему в
Брянске не заинтересовались заказом, но перспективный рынок
российское предприятие
потеряло. И никакой политики в этом нет - только бизнес, так как и
"Тетраэдр",
и
Брянский автозавод
не являются государственными предприятиями. По некоторым данным, переговоры
"Тетраэдра"
и
МЗКТ
по новому шасси были далеко не простыми, но ведь договорились же! Да, шасси
МЗКТ-69222,
которое было использовано для монтажа элементов боевой машины, не является
плавающим, но в связи с новой военной доктриной оно плавающим теперь может и не
быть. Зато сегодня для белорусов открываются очень хорошие экспортные
перспективы, ведь
СССР
поставил немало ЗРК "Оса" различных модификаций во многие страны мира, и
проблемы с модернизацией назрели уже давно.
Ещё о потере рынка для российских предприятий. Следует заметить, что если по
шасси для модификации боевой машины ЗРК "Оса" вопрос решался в последнее время,
то модернизация другого ЗРК малой дальности С-125 "Печора" началась ещё в конце
1990-х гг.
Брянский автозавод
в то время лежал фактически в руинах, другой российский завод -
Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ)
- также стал не нужен государству, и разработчикам модернизированного ЗРК
"Печора-2" (а это совместная белорусско-российская разработка) пришлось
обратиться на
МЗКТ.
В
Республике Беларусь,
в отличие от
России,
ума хватило сохранить в государственной собственности стратегически важное для
обороны предприятие (замечу - это предприятие и сегодня более важно для обороны
России,
чем для
Республики Беларусь).
Естественно, в Минске положительно отреагировали на просьбу, и после этого для
белорусов открылся огромный экспортный рынок, который почти не подвержен
кризисам:
СССР
на протяжении многих лет активно продавал ЗРК С-125 своим друзьям в разных
странах. Сейчас
Брянский автозавод
может лишь локти кусать - 100% шасси МЗКТ для "Печоры-2М" после дооборудования
уходят на экспорт. А ведь теперь у
БАЗа
есть аналогичные разработки, но заказ уплыл за рубеж!
У россиян есть что показать миру, хотя бы те же тягачи
БАЗ-6402
для ЗРС С-300 и С-400. И такая экспозиция пришлась бы кстати именно на
"MILEX-2009", так как все общественно-политические СМИ в дни работы выставки
спекулировали о том - даст ли
Россия
ЗРС С-400
Республике Беларусь
или нет. Здесь не место для обсуждения конкретно этого вопроса, но были бы
экспонаты из Брянска в Минске, и дополнительная реклама российским тягачам
была бы обеспечена. Но получилось, говоря словами Виктора Степановича
Черномырдина, "как всегда", только на этот раз даже не хотели как лучше...
К сожалению, разочаровала экспозиция
Минского автомобильного завода.
Самих автомобилей
марки МАЗ.
на выставке было много, но фирменный стенд на "домашней" для завода выставке
выглядел бедно. И особых новинок показано не было - стояли лишь среднетоннажное
шасси
МАЗ-457043-322,
автомобиль
МАЗ-530905
и полноприводное шасси
МАЗ-631705-370.
Эти модели в различных модификациях уже выпускаются серийно, а что касается
МАЗ-6317,
то на других стендах подавляющее большинство специальных кузовов и контейнеров
военного назначения были представлены на шасси именно этой модели.
Продолжение ...
|
|
|