|
|
|
|
|
17 сентября 2008 г. |
|
|
|
|
Лучшая автомобильная выставка за всю историю Новой России
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чуть более недели прошло с момента закрытия Московского Международного
Автомобильного Салона-2008 (ММАС-2008), эмоции улеглись, и теперь можно
подвести итог. Такого грандиозного автомобильного шоу в истории
СССР
и
России
раньше не было! Да и в мире не много наберётся автомобильных выставок с таким
размахом. Судите сами - вместо ожидавшихся 1,5 миллионов посетителей на
выставку пришли 1,6 миллиона! А список высокопоставленных чиновников
госструктур и руководителей фирм-автопроизводителей, которые побывали на
ММАС-2008, занимает несколько страниц, набранных мелким шрифтом. Похоже, в
Москву приехали топ-менеджеры всех ведущих автокомпаний мира!
Размах шоу превзошёл все самые оптимистичные ожидания и по занимаемым площадям.
Как гласит
официальная информация,
"общая площадь экспозиции превысила 120 000 кв. м". Замечу, что в
это число входит только метраж выставок ММАС-2008 и "Интеравто-2008", но сюда
не включены площади, которые заняла выставка MIMS-2008. Причина банальна - у
MIMS-2008 другой устроитель - ITE, никак не связанный c МВЦ "Крокус Экспо". По
своей направленности "Интеравто-2008" и MIMS-2008 полностью идентичны - это
выставки автокомпонентов, запчастей, аксессуаров плюс небольшие экспозиции
коммерческого транспорта. Однако все три выставки отличались датами проведения
- если собственно ММАС-2008 продолжался рекордные 13 дней, из них 10 дней был
доступен для всех желающих с 10 часов утра до 10 часов вечера, то MIMS-2008
продолжалась 6 дней, а "Интеравто-2008" - всего 5 дней, и время их работы было
обычным - с 10.00 до 18.00. Ещё на прошлом Автосалоне-2006 такой разнобой
вызвал массу неудобств, а теперь пришлось буквально разрываться на части, так
как иначе можно было упустить что-то очень важное - количество презентаций,
пресс-конференций и других мероприятий было значительно больше, чем два года
назад. Но и размах последнего автошоу побольше - весь новый третий, самый
большой павильон "Крокуса" был занят автомобилями, и посмотреть было на что, да
и оба других больших павильона не пустовали.
Количество представленных мировых премьер также превысило все мыслимые
ожидания. Только официальных мировых премьер состоялось 9, однако таков подсчёт
организатора выставки - Международного выставочного центра "Крокус Экспо". По
моим данным, громких мировых премьер было минимум на одну больше, а если
принять во внимание все модели, показанные на выставке впервые, то это
количество ещё больше возрастёт. Об основных мировых премьерах будет рассказано
более подробно чуть ниже. На ММАС-2008 было также множество премьер "помельче"
- европейских и российских.
В целом, как гласит
официальный пресс-релиз организаторов,
"в 2008 году, впервые в истории проведения автомобильных выставок в
России,
целый ряд мировых автомобильных концернов отнесли Московский Автосалон к
категории "А", наряду с Женевским, Франкфуртским, Парижским автошоу". Ну
наконец-то, признали
Россию
как один из самых значительных рынков! Да и куда им деваться - в
США
и в Евросоюзе начались проблемы со сбытом, вот все и устремились в
Россию.
Нынешний Московский Автосалон проходил под девизом "Автомобиль и ребенок", что
также выгодно отличало его от других автомобильных выставок. Видимо,
организаторы очень чутко уловили коньюнктуру политической ситуации - на высших
уровнях власти всемерно стараются улучшить демографическую ситуацию в стране, и
безопасность детей на дорогах - важная составляющая этого проекта. Однако,
организаторам выставки следовало бы эту тему озвучить несколько ранее - тогда
бы и автопроизводители подготовились к выставке получше, учитывая такой лозунг.
|
|
|
|
ММАС-2008 работал 13 дней, из них 10 дней (с 29 августа по 7 сентября) - для
всех желающих.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пресс-дни, бизнес-день
Для представителей средств массовой информации выставка началась 26 августа в
8.30 утра, и впервые в истории российских Автосалонов все автопроизводители
свои пресс-конференции проводили не в специально оборудованных залах, а
непосредственно на стендах. Изначально я полагал, что с самого утра будет давка
- но нет, ранним утром организация пресс-конференций была великолепной.
Выставка по площади просто огромная, и часть корреспондентов как-то незаметно
"растеклась" по стендам, а все желающие спокойно посетили первые мероприятия,
попробовали приготовленные угощения и получили пресс-материалы.
Однако, чем ближе был вечер, тем больше журналистов аккредитовывалось на
выставку (видимо, до этого многие отсыпались или стояли в пробках), и, конечно
же, посещало пресс-конференции. Те компании, которые сразу начинали раздавать
пресс-папки, оказались в выигрыше - не было никакой давки, любой желающий мог
подойти к стойке и получить свой комплект пресс-материалов, как это было,
например, на стендах
БМВ,
Форда
или
Субару.
Но были и такие пресс-конференции, на которых руководство компаний запретило
выдачу пресс-китов до момента окончания основной части (как правило, основная
часть заключалась в общих словах, произносимых президентом или иным
топ-менеджером компании), в результате мероприятие заканчивалось ожидаемой
давкой, усугубляемой недостатком комплектов информации для прессы. Так, если
во время выдачи пресс-материалов на стендах
Infiniti,
Mercedes-Benz,
Skoda
чувство локтя было весьма ощутимо, то, например, на стенде
Mitsubishi Motors
многие даже не пошли смотреть на мировую премьеру
Mitsubishi Pajero Sport,
а собрались у стойки, где должна была состояться раздача пакетов. Давка
произошла конкретная - стеклянная стойка не выдержала, и потом, её пришлось
ремонтировать, так мне рассказывали позже представители компании
Рольф
- эксклюзивного представителя марки
Mitsubishi
в
России.
А на стенде
Suzuki
журналисты уже по-настоящему дрались за пресс-пакеты. Неужели было сложно
спланировать ситуацию заранее, и не ждать какой-то непонятной команды, чтобы
раздать те же CD-ROM и DVD? Или проклятые буржуины специально захотели создать
и запечатлеть такой ажиотаж? Но ведь должны же они понимать, что теперь, в
лучшем случае, многие из пишущей братии не захотят больше о них вообще ничего
публиковать! Или, если не хватило материалов, как, например, мне не досталась
пресс-папка компании
SEAT,
то о чём прикажете писать? О том, что гонщик WTCC
Иван Мюллер (Yvan Muller)
ни в первый, ни во второй день Автосалона на выставку не приехал (хотя наша
редакция это событие
анонсировала),
и на стенде
SEAT
ни 28, ни даже 30 августа мне так и не смогли сказать, когда же он приедет?
Незначительные накладки произошли со временем проведения пресс-конференций. Ко
мне подходили девушки, пытаясь пригласить на то или иное мероприятие, заранее
не указанное в программе, но как и почти все другие представители СМИ, я такие
приглашения игнорировал. Согласитесь, всё-таки мировая премьера автомобиля -
событие более важное, чем представление каких-то GPS-навигаторов. Везде успеть
было просто невозможно, так как плановые пресс-конференции проводились в
15-минутных режимах с 5-минутными технологическими перерывами, и дополнительные
мероприятия, о которых организаторов выставки не поставили в известность,
проходили с минимальным числом зрителей.
К сожалению, план основных пресс-конференций несколько отличался от того, на
что я рассчитывал - самым лучшим решением было бы проводить каждую следующую
пресс-конференцию на соседнем стенде, перемещаясь постепенно по всей выставке.
Однако, "хотели как лучше, получилось как всегда", как говорил
В. С. Черномырдин,
и пришлось побегать по третьему павильону из конца в конец, а это весьма не
близко! Но при желании можно было успеть засветиться везде, хотя бы по три
минуты.
Вопреки моим ожиданиям, второй день 27 августа начался вполне спокойно, даже
более спокойно, чем день первый. Все заранее анонсированные мировые премьеры
состоялись накануне, и теперь настало время "спокойных" пресс-конференций
(например, на второй своей пресс-конференции компания
Peugeot
подробно рассказала о дизельных двигателях), а также мероприятия провели
китайцы и отечественные автопроизводители. Однако, компания
Ирито,
представлявшая на Автосалоне китайские бренды
Great Wall,
BYD
и
Brilliance,
вопреки обещаниям организаторов выставки, потребовала на своих презентациях
аккредитации, и далеко не все журналисты получили пакет пресс-материалов. Что
это - разворот относительно важности российского рынка? От многих своих коллег
я услышал, что теперь они будут китайцев бойкотировать - в обозримом будущем не
напишут ни строчки. Ну действительно - если на выставке было аккредитовано
около 2500 представителей зарубежных, федеральных и региональных средств
массовой информации, а компания заготовила менее сотни комплектов с
пресс-материалами, то значит это так ей нужно!
Зато на стенде
АВТОВАЗа
журналисты - желанные гости в любое время, в чём я убедился в очередной раз.
Тольяттинцы все последние годы на своём стенде организуют собственный небольшой
пресс-центр, и всегда готовы дать исчерпывающую информацию о новинках. Жаль
только, что пресс-конференцию
АВТОВАЗ
назначил на тот момент, когда организаторы выставки пригласили всю прессу на
фуршет - догадайтесь сами, куда пошли журналисты! ;)
Итак, на ММАС-2008, вопреки первоначальному мнению нашей редакции, был не один,
а два полноценных пресс-дня, как об этом и заявляли организаторы. И, несмотря
на некоторые накладки, о которых я упомянул выше, это были лучшие пресс-дни за
все годы проведения Московских Автосалонов и Мотор-Шоу. И что удивительно - в
эти дни на выставке я не видел ни вездесущих детей, ни каких-то инвалидов и
других посторонних личностей. Даже VIP-гости во второй день сразу после
открытия как-то "растворились" среди экспонатов, и вели себя совершенно
незаметно. Например, я совершенно случайно увидел на стенде
Volkswagen
вице-премьера
Александра Жукова,
который был и без всякой охраны, и почти без свиты. И никакие папарацци не
мешали ему любоваться автомобилями, разве что только я демонстративно подошёл
и сделал один единственный снимок, который публикую здесь.
28 августа был объявлен на Автосалоне бизнес-днем. В принципе, бизнес-день
нужен - хотя бы для того, чтобы серьёзным деловым людям показать бронированную
Audi A8L Security,
спрятанную от постороних глаз на стенде
Audi
(об этом автомобиле я расскажу чуть ниже). Однако, я лично как-то не особо
ощутил, что 28 августа чем-то очень сильно отличалось от других дней, исключая,
конечно, два первых пресс-дня. По крайней мере, для прессы в бизнес-день
ограничений никаких не было. Все специальные мероприятия проводились в тиши
конгресс-холлов, а выставка жила своей привычной жизнью. Правда, в течение
всего ММАС-2008 на некоторых стендах проводились закрытые мероприятия, как,
например, это сделала 5 сентября
BMW.
В результате уже с середины того дня многие посетители были лишены возможности
осмотреть интересующие их новинки
компании из Мюнхена,
так как на стенд
BMW
никого без приглашений не допускали.
Первые лица государства на Автосалон так и не приехали. Возможно, они пока ещё
не считают автомобильную промышленность для
России
приоритетной, а может быть последние события, произошедшие в
Южной Осетии
и
Абхазии,
заставили их поменять планы. Из правительственных чиновников выставку посетили,
в частности, первый вице-премьер
Игорь Шувалов,
вице-премьер
Игорь Сечин,
уже упоминавшийся мною вице-премьер
Александр Жуков,
директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного
машиностроения
Министерства промышленности и торговли РФ
Алексей Рахманов.
Насколько мне известно, они на ММАС-2008 обсуждали ряд важных вопросов, но
будут ли результаты? И какими будут эти результаты? Посмотрим через пару лет,
на следующем Автосалоне-2010.
|
|
|
|
|
|
|
Первый пресс-день. Очередь за пресс-материалами на стенде
Mercedes-Benz
|
|
|
|
Первый пресс-день. Стенд
Infiniti.
Через несколько минут будут давать пресс-киты...
|
|
|
|
После мировой премьеры
Mitsubishi Pajero Sport
журналисты, пытаясь получить пресс-пакеты, сломали стойку, стоявшую на стенде
компании
Рольф.
|
|
|
|
|
|
|
|
Вице-премьер
Александр Жуков
(на фото второй справа) на стенде
Volkswagen
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мировые премьеры и другие новинки Московского Автосалона-2008
Организаторы ММАС-2008 анонсировали 9 мировых премьер, и все эти премьеры
действительно состоялись в Москве. Вот их список:
- Концепт
Mazda Kazamai
- Mitsubishi Pajero Sport
- Audi RS6
- Audi A6 - рестайлинговая версия
- Renault Symbol - рестайлинговая версия
- Citroen C4 - рестайлинговая версия
- Lexus LS 460 AWD
- Skoda Superb,
полноприводная версия
- BMW X5 Security
Однако данный список неполный. Есть ещё необъявленные мировые премьеры,
например ВАЗовский концепт кроссовера класса "С" -
LADA C-Cross.
Почему этот концепт не объявлен как мировая премьера? Мне об этом вразумительно
на стенде
АВТОВАЗа
так и не смогли ответить. Утром 27 августа, за несколько часов до начала
проведения пресс-конференции
АВТОВАЗа,
с коллегами из других СМИ я подошёл в ВАЗовский пресс-центр и поинтересовался,
будет ли публично объявлено о мировой премьере. Представители завода искренне
пообещали, что без внимания эту тему не оставят. Но по прошествии двух дней
никто из стендистов флагмана российского автопрома так и не смог вспомнить -
произносил ли в приветственной речи Президент
ОАО "АВТОВАЗ"
Борис Алёшин
слова "мировая премьера" применительно к
LADA C-Cross.
Но можно же было об этой мировой премьере громко крикнуть? Ведь про концепт
Mazda Kazamai
не напишет только ленивый, а про наш, российский концепт расскажут далеко не
все СМИ, и виноват в этом сам
АВТОВАЗ.
А между прочим, хотя
LADA C-Cross
смотрится не столь футуристично, как
Mazda Kazamai,
но есть шанс, что ВАЗовский кроссовер дойдёт до серийного производства, пусть
даже с использованием узлов и агрегатов от
Рено.
И, если честно,
LADA C-Cross
внешне достаточно красив, мне дизайн понравился! Кто-нибудь спросит: "Не
столь важно, насколько он красив внешне - важно, что внутри!", - и будет
прав.
LADA C-Cross
стоял на выставке так, что к нему в упор подойти было невозможно, не то чтобы
открыть двери или капот. Так и
Mazda Kazamai
тоже стоял так, что внутрь заглянуть при всем желании было невозможно! На то
они и концепты, чтобы угадывать какие-либо тенденции автомобилестроения, и в
данном случае речь идёт о компактных кроссоверах, которые сегодня очень
популярны, в том числе и на российском рынке.
Не случайно среди состоявшихся в
России
мировых премьер серийных автомобилей - 4 полноприводные модели. Хотя, для
нашего бездорожья из них более всего подойдёт
Mitsubishi Pajero Sport,
премьеру которого ждали не только в
России.
Ждали очень давно. В номере
газеты "За рулём - Регион",
посвящённом Автосалону-2008, можно прочитать такие строчки: "Любопытно, что
российские дилеры
Mitsubishi
уже вовсю принимают заказы на новинку, не зная ни цен, ни комплектаций, и,
оказывается, недостатка желающих купить "кота в мешке" нет, люди уже потихоньку
выстраиваются в очередь!" Между прочим, уже начат спор о том, действительно
ли этот внедорожник является вторым поколением
Pajero Sport
или же это всего лишь рестайлинг. Как гласит пресс-релиз производителя, у
автомобиля новая рама, хотя пиарщики могут и приукрасить действительность.
Лучше подождать отклики владельцев, тогда и сделаем точные выводы.
Кстати о рестайлинге. Из всех представленных в Москве мировых премьер, три
автомобиля - это рестайлинг, а остальные 4 - новые версии уже выпускаемых авто.
Что это? Получается, что в
Россию
не привезли ничего совершенно нового, за исключением концептов, учитывая спор о
рестайлинге
Mitsubishi Pajero Sport?
Или же показ долгожданного "заряженного"
Audi RS6
несколько скрашивает этот сюжет? Так
Audi
вообще отличилась, попытавшись "впарить" российским журналистам аж три мировых
премьеры. Не верите? Аккредитованные журналисты имели возможность лицезреть на
стенде
Audi
крупную вывеску "World Premiere Audi Q5". Нет, я не ошибся - речь идёт
именно об
Audi Q5,
мировая премьера которого состоялась в апреле этого года... в Пекине!
Специально подошёл к стендистам, чтобы поинтересоваться - а в чём собственно
заключается эта московская мировая премьера? В ответ пошутили: "В Москве мы
представляем автомобиль белого цвета". В общем, мы вместе посмеялись, я
сделал фотку на память (публикуется здесь). Через некоторое время "World" со
стенда исчезло (этот факт я также сфотографировал), а слово "Premiere" так и
осталось. Я бы на месте бизнесменов
Audi
продал по сносной цене оба слова "World Premiere" тому же
АВТОВАЗу,
благо место, где можно было эту надпись прикрепить, на
ВАЗовском
стенде нашлось бы достойное. :)
Ещё кое-что о незамеченных мировых премьерах. На стенде того же
АВТОВАЗа
был представлен ещё один концепт -
"Калина 4х4",
футуристический концепт-кар, созданный в рамках всероссийского конкурса
студенческих работ "Будущее автомобиля LADA". Конечно, этот автомобиль вызывал
больше улыбок, чем серьёзных обсуждений, однако сам факт, что после продажи
блок-пакета компании
Рено
на
АВТОВАЗе
не свернули конструкторские работы, уже радует. Посмотрим, как будут
развиваться дальнейшие события. На том же
ВАЗовском
стенде впервые в мире были представлены новые модификации "Калины", причём как
в дорожной, так и в спортивной версиях. И уж если говорить о спортивных
автомобилях, то на стенде
Citroen
стоял
раллийный Citroen C4
в несколько новом обличье - то есть ему сделали фейслифтинг, и на выставке в
Москве этот вариант показали впервые в мире.
Где-то совсем в дальнем уголке 3-го павильона приютился четырёхосный вездеход
под названием
"Проект Z".
Организаторы выставки убеждали, что коммерческих автомобилей на выставке не
будет, однако мировая премьера фактически состоялась! Сама машина весьма
интересна, и мы в будущем постараемся рассказать о ней более подробно. Отрадно,
что это полностью российская разработка, выполненная с нуля, и производство
будет начато в
России,
в Тверской области. Наверное, это правильно - не сдавать буржуинам те позиции,
где мы сильны, а именно в транспортных средствах для полного бездорожья!
Что интересно, среди производителей автомобилей сегмента "Премиум" произошла
своеобразная ротация. Раньше в Москву на выставки ни
Audi,
ни
BMW,
ни
Lexus
не привозили мировых премьер. А
Volvo
и
Mercedes-Benz
наоборот, в Москве мировые премьеры проводили, причём
Volvo
- дважды. Как это изменение понимать - совершенно непонятно. Конечно, самая
громкая московская премьера последнего времени - это новая
"семерка" BMW
(премьера прошла на Красной площади 8 июля этого года, но на ММАС-2008 эту
машину не привезли);
Audi
решила от
BMW
не отставать, и устроила две мировые премьеры на ММАС-2008. А что же
Mercedes-Benz?
Я бы отметил только показ
"Майбаха",
который на Московском Автосалоне представлен впервые; на Московских
Автосалонах
"Майбахи"
до этого ни разу не показывали (другие российские выставки не в счёт). Как
такой показ понимать на фоне многочисленных слухов о сворачивании производства
"Майбахов"?
Может быть, в Штуттгарте решили, что
Россия
им поможет спасти марку? Про
Volvo Cars
также много слухов - в первую очередь о том, что её хозяин,
Ford Motor Company,
уже давно подыскивает покупателя. Не иначе как шведам сейчас не до мировых
премьер в
России,
так как здесь никто из олигархов не заинтересован в покупке этого шведского
национального достояния?
Ещё один отрадный факт. В Москву впервые за всю новую историю
России
привезли много концепт-каров. Конечно, в основном это были российские премьеры,
но важен сам факт - раньше показ концептов был у нас не частым делом. А
некоторые компании привезли в этом году не по одному, а по целых три концепта
(отличились
Mitsubishi Motors
и
General Motors).
Будем надеяться, что в будущем
нам также будут показывать много интересного, ведь в проигрыше оказались те
компании, которые ничего нового показать не смогли, как, например, Chrysler (об
этом читайте
здесь).
Надеюсь, для них этот Автосалон - хорошая наука!
И ещё кое-что. Не все модели были выставлены для показа широкой публике. В то
время, как в самом дальнем углу 3-го павильона на виду у всех был представлен
бронированный
BMW X5 Security,
в каких-то 20 метрах от него, в закрытой от посторонних глаз комнате на стенде
Audi
стоял "броневик"
Audi A8L Security.
Если
BMW X5 Security
подойдёт для машины сопровождения, то
бронированная "Авоська"
может стать машиной, которую надо сопровождать, особенно если в ней будут
перемещаться те самые VIP-гости, которые посещали выставку. От посторонних
глаз бронированный
Audi A8L Security
скрыли преднамеренно - вопросы о приобретении таких спец. автомобилей следует
обсуждать вдали от непосвящённых лиц. Не случайно броневики тщательно
камуфлируют, чтобы они внешне как можно меньше отличались от небронированных
версий. Но комната на стенде
Audi
с этим экспонатом редко когда пустовала - личная безопасность стоила того,
чтобы "пощупать" такой уникальный автомобиль.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чего на Автосалоне не было, но могло бы быть
Среди тех марок, которые не были представлены на ММАС-2008, есть весьма
известные бренды, и новинки от них было бы интересно увидеть. Вот далеко не
полный перечень:
Все эти марки автомобилей из разряда самых дорогих. Весной этого года в том же
"Крокусе" уже проводилась выставка роскошных автомобилей "Top Marques", но, к
сожалению, тогда шоу не удалось - его совместили с умирающим "Салоном
внедорожников". А в рамках Московского Автосалона можно было бы выделить для
таких престижных марок целый зал, благо есть кого из непрофильных экспонентов
потеснить. Наконец, уж если в третьем павильоне все площади распроданы, то в
другом, например, во втором павильоне, местечко найти под такую экспозицию
всегда можно, а перейти теперь из одного павильона в другой - проще простого,
все крытые галереи между павильонами в "Крокус Экспо" теперь функционируют.
Было бы весьма неплохо, если на следующий Автосалон, который состоится в 2010
г., удастся также привлечь в качестве экспонентов известные итальянские
дизайнерские компании, их концепты украсят любую автомобильную выставку. В мире
есть также очень много небольших фирм, производящих автомобили штучно. Это не
только компании, занимающиеся тюнингом, здесь более уместно говорить о репликах
и всяческих автокурьезах, типа плавающих легковых автомобилей. Такую
автоэкзотику в
России
ещё не показывали, но на ведущих зарубежных мировых автосалонах эти компании
своё место застолбили много лет назад.
В 2006 г. в рамках Автосалона в "Крокус Экспо" проводилась выставка "Олдтаймер
галерея Ильи Сорокина", и это было прекрасно! В этом году "Олдтаймер галерея
Ильи Сорокина" состоится в октябре, таково решение организаторов выставки, на
которое МВЦ "Крокус Экспо", к сожалению, никак не мог повлиять. А почему бы не
собрать в рамках следующего Автосалона - 2010 г. не менее представительную
выставку автомобильной старины? На ММАС-2008 японская компания
Subaru
привезла свой раритет
Subaru 360,
и этот "горбатый по японски" смотрелся очень даже импозантно на фоне своих
современных собратьев; рядом с раритетом многие с удовольствием
фотографировались. Пустячок, а приятно!
|
|
|
|
|
|
"Горбатый по японски" -
Subaru 360.
Увидеть раритет на Автосалоне всегда приятно!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коротко обо всем остальном
Из 13 дней работы Автосалона я провёл на выставке 5 дней, и, как мне кажется,
лишь бегло пробежался по всем трем павильонам и уличной площадке, причём два
дня целиком "убил" на MIMS и "Интеравто". Прошедшее автошоу было просто
огромным, и если вдумчиво, до мелочей осматривать экспозицию, то надо бы сроки
проведения увеличить раза эдак в два. Но этим подобные выставки и хороши,
каждый может для себя увидеть что-то интересное, даже не осмотрев все стенды.
Однако, несмотря на то, что это был лучший Московский Автосалон из всех
российских автовыставок, которые мне довелось увидеть, следует отметить один
серьёзный шаг назад. В предыдущие пару лет, в 2006 г. (ММАС-2006) и в 2007 г.
(Интеравто-2007) один зал во втором павильоне был отдан под "звуковое
оформление" - организаторы там постарались собрать все компании, занимающиеся
магнитолами, акустическими системами и прочими устройствами, которые можно
именовать коротко - "Автозвук". Если я не ошибаюсь, то в рамках выставок
проводились какие-то конкурсы по "Автозвуку". К сожалению, в нынешнем году эту
традицию нарушили, и всяческие
Sony,
Pioneer,
Kenwood
и прочие электронные компании соседствовали в 3-м павильоне не только рядом с
себе подобными, но и неподалеку от стендов автопроизводителей, в буквальном
смысле устраивая настоящую какофонию и мешая ведению переговоров.
Там же, в 3-м павильоне, в перемежку с ведущими автомобильными фирмами, то и
дело попадались стенды шинных компаний. Зачем они там были нужны? Безусловно,
автомобили без колёс не поедут, но для шинных компаний и компаний, производящих
автомобильную электронику, проводились аж целых две других выставки - MIMS-2008
и "Интеравто-2008"! И в 2006 г. именно так и было. Вполне возможно, что на эти
выставочные площади в 3-м павильоне рассчитывали те автопроизводители, которых
на выставке не было (см. список выше).
Во всём остальном выставка была организована на должном уровне. Охрана
действовала профессионально, пытаясь сгладить небольшие огрехи, допущенные
организаторами. Аккредитованным журналистам и VIP бывает сложно понять проблемы
простых посетителей - прессе и особо важным гостям выдаются постоянные пропуска
на ММАС-2008, поэтому я специально несколько минут постоял рядом с охранниками.
Выяснилось, что если кто-то из посетителей выходит за линию проверки билетов -
например, на улицу покурить, то обратно по старому билету уже не войти. При мне
охрана вошла в "положение" - пропустила родителя с маленьким ребенком в туалет,
несмотря на то что билет уже был недействителен (дело было в конце дня). Нужно
обязательно на входе/выходе установить какие-то баннеры, которые недвусмысленно
будут трактовать условия пропуска на территорию выставки, так как многие
жаловались на отсутствие этой информации (хотя в самом билете было указано, что
он действует на один проход, вряд ли каждый посетитель выставки прочитал этот
текст, торопясь взглянуть на автомобильные новинки). Вероятно, на следующем
Автосалоне-2010 такое положение будет исправлено, поскольку Автосалон-2008 -
это первая большая выставка, которая проводилась одновременно во всех залах
3-го павильона, и не всё ещё досконально отлажено. Это дело поправимое.
Выставка с 28 августа работала до 22.00. В апреле наша редакция задала
организаторам вопрос: "Пустят ли посетителей, которые придут на ММАС-2008 в
девять часов вечера?" Тогда этот вопрос остался без ответа. Я решил
уточнить время у охраны, и получил очень точный ответ - пускают до 21.45.
Проблем с тем, где пообедать или поужинать (выставка всё-таки до 22.00) также
не возникало. На втором этаже павильонов МВЦ "Крокус Экспо" размещён целый
комплекс кафе, в результате никаких очередей. Правда, цены "кусаются". Чтобы
понять во что обходится поесть, зашёл туда перекусить. Если кто-то рассчитывает
плотно подкрепиться, то про цены бизнес-ланчей придётся забыть. Готовьте
минимально рублей 450-500 (в эту цену не входит спиртное) - лёгкий обед (из
трёх блюд плюс салат) обеспечен. Учитывая не очень большие порции, получается
дороговато! Кое-где в не самых худших московских кафешках за примерно такие
деньги предлагают шведский стол с неограниченным количеством подходов.
Нельзя не упомянуть транспортную проблему, которая уже давно набила всем
оскомину. А собственно, причём здесь МВЦ "Крокус Экспо"? Только при том, что за
13 дней более полутора миллиона человек испытали неудобства, чтобы приехать на
выставку и уехать с неё? А каждый день мы что, никаких транспортных проблем не
испытываем? Тогда, наверное, просто никуда не ездим! Да, я тоже наслышан об
истории, как вечером два друга поехали с выставки домой, один в одну сторону по
МКАД, другой - в другую. Один добирался до дома 3 часа, другой - 6 часов. А
представьте, что выставка проводится, как когда-то, на Пресне. Транспортный
коллапс мог бы быть значительно больше! Да, теперь возле Экспоцентра есть
метро, а давно ли оно там? Но через пару лет, или даже быстрее, возле МВЦ
"Крокус Экспо" будет также построена станция метро! Именно из-за этой стройки
во время проведения ММАС-2008 возникли проблемы с парковкой, но об этом
организаторы честно предупреждали всех заранее! Но многие, наверное, размышляли
так: "Как же, ехать на автомобильную выставку - черт-те куда, да ещё ехать
на своих двоих? Ни за что! Поеду на машине".
Между прочим, даже для тех, кто поехал на автомобиле, один приятный сюрприз
был. Развязка с внутренней стороны МКАД на внешнюю сторону была построена перед
самой выставкой, и некоторые даже сумели опробовать эту дорогу. Правда,
движение там только в одну сторону - в "Крокус", обратно на внутреннюю сторону
не пускали сотрудники ГИБДД. Но и это уже большой прогресс, так как процесс
согласования затягивался до бесконечности. За внутренний участок МКАД отвечают
власти Москвы, за внешний - Московской области, и между этими ветвями власти
очень натянутые отношения.
Я все эти дни добирался до "Крокуса" общественным транспортом, о самом коротком
по времени пути на выставочный комплекс наш "Автокаталог" рассказывал ещё пару
лет назад. Рекомендую - пользуйтесь электричками с Рижского или с Курского
вокзала, от платформы "Трикотажная" пешком всего 10 минут до 3-го павильона!
Или, если едете обратно - можно до станции метро "Тушинская" добраться с
"Трикотажной" на любом автобусе или маршрутке, вечером в ту сторону ни одной
пробки! На этот раз я даже на бесплатных автобусах решил не кататься, хотя, как
говорят, организаторы договорились с Подмосковными властями, чтобы такие
автобусы проезжали через внутренний двор зданий Правительства Московской
области, не выезжая на МКАД, тем самым экономя время посетителям Автосалона.
И последнее. Даже в выходные дни, когда самый большой наплыв посетителей, все
желающие могли совершенно свободно посмотреть экспонирующиеся автомобили.
Площади выставки настолько значительны, что не было никакой толкучки на
стендах. Впрочем, на одном стенде периодические аншлаги случались - это когда
Honda
показывала своего робота Asimo. На стенд и рядом с ним было не протолкнуться.
Но каждое такое шоу длилось не очень долго, и после него очень быстро народ
рассасывался по залам павильона.
Итак, если оценивать ММАС-2008 по пятибальной шкале, то я лично ставлю твёрдую
"четверку". Для того, чтобы Московский Автосалон максимально приблизился к
идеалу, необходимо в первую очередь решить транспортную проблему, тогда можно
было бы сразу повысить оценку выставке до "пяти баллов с минусом". Если бы
организаторы уже в этом году обошлись без упомянутых мною недостатков, то
злосчастный "минус" вовсе исчез бы из итоговой оценки. Конечно, это лишь мои
пожелания, но реально прогресс ММАС-2008 по сравнению с ММАС-2006 был всем
виден невооружённым глазом. Организаторы проделали огромную работу, которая уже
в текущем году увенчалась грандиозным успехом.
Прошедший Московский Международный Автомобильный Салон - 2008 - лучшая
автомобильная выставка за всю историю Новой
России!
Остается только пожелать, чтобы следующий ММАС-2010 получил высшую оценку, для
этого есть все предпосылки. И может быть уже пора организаторам поставить
новую, самое главное - выполнимую цель - чтобы следующий Московский
Международный Автомобильный Салон - 2010 стал лучшим в мире по всем параметрам!
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
Выражаю благодарность Пресс-службе МВЦ "Крокус Экспо" и лично Руководителю пресс-службы
Евгении Тетериной
за оказанную помощь.
|
|
|
|
|
|
|
Стенды
Kenwood,
Sony
(видны на фото на заднем плане) и других электронных компаний соседствовали в
3-м павильоне не только рядом с себе подобными, но и неподалеку от стендов
автопроизводителей, в буквальном смысле устраивая настоящую какофонию и мешая
ведению переговоров
|
|
|
|
К открытию Автосалона-2008 развязку у "Крокус Экспо" всё же построили!
|
|
|
|
|
|