|
3.5. Туманные перспективы
Конечно же, визитной карточкой
Брянского автозавода
является применение тягачей
БАЗ-6402
в ЗРС С-400 "Триумфатор". Проект создания ЗРС с дальней границей зоны поражения
был рассмотрен ещё в 1988 г., головной разработчик системы —
НПО "Алмаз"
(ныне
ОАО "ГСКБ "Алмаз — Антей").
При разработке проекта был использован весь опыт, полученный при создании ЗРС
ряда С-300П, в том числе система была изначально задумана самоходного
исполнения. Но распад
СССР
затормозил эти работы, разработчики столкнулись не только с сокращением
финансирования — начала рушиться кооперация предприятий. Рассказ о сложностях,
с которыми столкнулись разработчики новой ЗРС, получившей первоначально
обозначение С-300ПМ3, выходит за рамки этой
монографии.
Однако следует сказать, что первые опытные образцы основных средств ЗРС С-400
"Триумфатор" были размещены на СКШ
Минского завода колёсных тягачей
(опытная ПУ была смонтирована на СКШ
МЗКТ-543М).
В дальнейшем, с целью экономии и так небольших средств и в связи с более
компактным исполнением пункт боевого управления
55К6
с вычислительным комплексом серии "Эльбрус" разместили на российском шасси
повышенной проходимости
Урал-532301.
Для радиотехнических средств (РПН
92Н6,
РЛО
91Н6,
РЛС КО
91Л6,
96Л6
и их модификаций) по прежнему пришлось использовать
минские шасси,
но более новой модели
МЗКТ-7930
(о ней кратко рассказано в
предыдущих главах
монографии).
Проблемы с созданием на БАЗе шасси грузоподъёмностью 25 т для ОТРК "Искандер"
в полной мере отразились и на отказе разработчиков ЗРС С-400 от использования
СКШ семейства "Вощина-1" для монтажа радиотехнических средств ЗРС С-400 (когда
шла разработка С-400, ещё не были проведены типовые испытания СКШ
БАЗ-6909-013,
то есть не была подтверждена грузоподъёмность шасси 22 т — об этом рассказано в
предыдущей части
монографии).
А что касается ПУ, то здесь разработчики сделали вынужденный шаг назад: с целью
экономии был выбран буксируемый вариант с российским тягачём
БАЗ-6402-015
(ПУ
5П85Т
различных модификаций, ПУ
5П90ТМУ).
Этот тягач
также использовали в составе транспортных машин
(5Т58
различных модификаций).
30 июля 2003 г. ЗРС нового поколения С-400 "Триумфатор" была рекомендована к
принятию на вооружение; 28 апреля 2007 г. С-400 принята на вооружение ВС РФ; 14
июля 2007 г. на полигоне
Капустин Яр
С-400 прошла первое "боевое крещение", поразив все цели; 6 августа 2007 г.
первый полк новой ЗРС заступил на боевое дежурство по охране воздушных рубежей
в Подмосковье. 22 августа 2007 г. на крупнейшем международном авиакосмическом
салоне МАКС—2007 в г. Жуковском ЗРС С-400 "Триумфатор" была впервые
продемонстрирована публично под наименованием "Триумф".
Однако, как уже сказано выше, у самоходной ПУ есть несомненные преимущества,
поэтому следовало ожидать появление такой ПУ. И она под индексом
5П90С
была представлена 10 июня 2011 г. в Подмосковных Бронницах (на
полигоне НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ)
Министру обороны РФ.
5П90С
является инициативной разработкой
ОАО "НМЗ",
решение о начале разработки было принято более 8 лет назад (Монография была
впервые напечатана 14 июня 2013 г. - Прим.
авт.).
В январе 2008 г. шасси
БАЗ-6909-022
для этой ПУ уже было передано под монтаж. В 2011 г. планировалось завершить
автономные гидромеханические испытания опытного образца изделия
5П90С,
но данных о том, завершены ли испытания, не поступало. Однако известно, что по
ряду организационно-финансовых причин
5П90С
до сих пор не принята головным разработчиком ЗРС С-400, поэтому её производство
в настоящее время не ведётся. Добавлю, что рассматривается поставка ПУ
5П90С
на экспорт.
Одновременно
ОАО "КБСМ"
(г. Санкт-Петербург) вело разработку ПУ на шасси
МЗКТ-7930
(известные индексы ПУ -
51П6А
и
51П6М).
По имеющимся у
автора
данным, к настоящему моменту изготовлено два опытных образца, один из которых
был показан в ноябре прошлого года Заместителю председателя Правительства РФ
Д. О. Рогозину
в ходе посещения им
ОАО "ГОЗ Обуховский завод".
ПУ
51П6А
и
51П6М
предназначены для ЗРС С-400. Просачиваются сведения о том, что планировались
работы по переводу указанных ПУ на
шасси БАЗ.
Однако возникает вопрос - почему сразу не взяли под монтаж ПУ
брянские шасси?
Ведь для того, чтобы "пересадить" ПУ на другое шасси, необходимо будет также
провести испытания, а это дополнительные расходы, и немалые. Тем временем, судя
по официальной информации, которую распространили
ОАО "ГСКБ "Алмаз - Антей"
и пресс-службы МО РФ касательно поставок четвёртого и пятого полковых
комплектов ЗРС С-400, в войска начали поступать самоходные ПУ на морально
устаревших шасси
МЗКТ-543М...
По другим ЗРС, включая С-500, "Витязь-ПВО", "Морфей" и пр., информация весьма
противоречива. Это объясняется закрытым характером работ. Достоверно известно
лишь о том, что 8 июня 2012 г. на
БАЗе
был изготовлен опытный образец шасси
БАЗ-6909-023,
которое (в составе шасси оборудованного
ШБ.4.01)
предназначено для размещения средств ПУ
50П6
системы "Витязь-ПВО".
Опытный образец шасси БАЗ-6909-023
находится на
ОАО "ГОЗ Обуховский завод"
под монтажом. В годовом отчёте
ОАО "БЗКТ - Алмаз - Антей"
за 2011 г. сообщается о проводимых ОКР по созданию также других шасси
оборудованных:
- Н90М.ШБ.3
для изделий
55К6МА
(пункт бооевого управления, разрабатываемый в рамках ОКР "Триумфатор-М", шасси
БАЗ-69092.
— Прим.
авт.);
- ШБ.5.01
для изделий
55П6
(ПУ, разрабатываемая в рамках ОКР "Триумфатор-М", одна из модификаций 5-осного
шасси
БАЗ-69096.
— Прим.
авт.);
- ШБ.3.01
для изделий
СМ-864.
В процессе проработки вариантов шасси для размещения перспективных изделий ЗРС
на
БАЗе
рассматривали варианты пятиосных шасси с кабинами увеличенного объема. 10 июня
2011 г.
ЗАО "БЗКТ — Алмаз — Антей"
продемонстрировало на своём стенде габаритную схему одной из таких эскизных
проработок — шасси под обозначением
БАЗ-69096
в составе ПУ с условным обозначением
77П6
ЗРС "Триумфатор-М". Эта схема вызвала бурное обсуждение в сети интернет как в
Рунете, так и на зарубежных сайтах. А "масла в огонь" подлил опытный образец
полноприводного пятиосного СКШ
БАЗ-69096-013,
показанный публично на том же демонстрационном показе в
Бронницах.
Замечу, что в 2009 г.
МЗКТ
на выставке "Milex-2009" показал свой вариант пятиосного шасси
МЗКТ-79292
(колёсная формула 10х10.1), которое было предназначено для монтажа
унифицированной телескопической вышки для подъёма антенн и радарных систем ВВО
из состава ЗРС С-400 (в составе ЗРС ряда С-300П для перевозки вышек
используется полуприцеп и седельный тягач). Однако от использования
МЗКТ-79292
было решено отказаться; новых сведений о предназначении и использовании этого
СКШ не поступало.
Для инозаказчиков
БАЗ
с марта 2003 г. по договору с
НИЭМИ
разрабатывал эскизный проект унифицированного шасси
БАЗ-69102
для изделий ЗРС С-300ВМК, который был выполнен в июле 2003 г., однако
продолжения не получил.
Следует заметить, что для экспортных поставок разработаны и уже изготавливаются
также корпусные неплавающие шасси
МЗКТ-6922,
включая различные модификации, для экспортных вариантов ЗРК "Тор" и "Бук". С
начала 2000-х гг. работы по созданию корпусных СКШ начались на конкурсной
основе.
БАЗ
совместно с
НИЭМИ
работал над проектом трёхосного корпусного (неплавающего) колёсного шасси для
экспортного варианта ЗРК "Тор". При согласовании сроков разработки и
изготовления опытных образцов заказчика не устроили сроки, заявленные
БАЗом
(это было связано с разработкой перспективных колёсных узлов с планетарными
колёсными редукторами, которых ещё на тот момент не было в металле). Со стороны
БАЗа
был предложен альтернативный вариант с использованием серийных колёсных узлов с
несоосными колёсными редукторами, что позволило бы выполнить работы в заданные
сроки. Однако увеличение высоты шасси (примерно на 150 мм) и соответственно
высоты ЗРК в целом не устроило
НИЭМИ
и поэтому работа была передана на
МЗКТ.
Правда, потом оказалось, что обещанные
МЗКТ
сроки были сорваны, да и с погрузочной высотой минского шасси не всё оказалось
идеально, но
МЗКТ
добился главного - заказ перешёл к минчанам. Если проследить хронологию
событий, то в принципе
БАЗ
мог бы выполнить работу в те же сроки что и
МЗКТ
(колёсные узлы с планетарными колёсными редукторами были установлены на
первом опытном образце кранового шасси БАЗ-8027
и его в мае 2006 г. показали публике на выставке "СТТ-2006", а
первый опытный образец шасси МЗКТ-6922
был показан публике в августе 2007 г. на выставке "МАКС-2007"). Но в Минске
пошли на определённый риск, и к тому же значительную часть работ выполнили в
инициативном порядке даже при недостаточном финансировании со стороны
заказчика, что и решило окончательно судьбу экспортных заказов. В итоге этот
этап конкурентной борьбы
БАЗ
проиграл.
В начале апреля 2013 г. стала поступать информация о том, что в Минске было
подписано соглашение о намерении по продаже контрольного пакета акций
ОАО "МЗКТ"
российскому предприятию, входящему в
ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей"
- ОАО "НМЗ".
Следует заметить, что
ОАО "НМЗ"
специализируется на изготовлении буксируемых ПУ; информации о том, что до работ
по
5П90С
когда-либо в Нижнем Новогороде занимались самоходными ПУ, у
автора
монографии
нет. Однако уже в 2011 г.
ОАО "НМЗ"
вело технологическую подготовку производства для изготовления СПУ
5П85СМ2-01
и
51П6А,
которые монтируются на
шасси МЗКТ.
Традиционно разработку самоходных ПУ для ЗРС выполняло
ОАО "КБСМ",
выпуск осуществлял
ГОЗ "Обуховский завод".
Дополнительный комментарий этой новости дан в
главе 5,
так как это касается не только и не столько огневых средств ПВО. Проиграет ли
БАЗ
и этот раунд конкурентной борьбы?
Продолжение ...
|
|
|