|
2.2. Почему в Брянске не создали 25-тонник для "Искандера"
Я не оговорился, упомянув
выше
применительно к несостоявшейся на
БАЗе
ОКР по созданию СКШ в интересах РВСН слово "третья". Дело в том, что проблемы с
поставками минских СКШ для АПУ ПГРК, с которыми столкнулась российская
"оборонка" и МО РФ (об этом рассказано в
главе 1),
не были единственными. Проблемы в 1992-1993 гг. возникли и с поставками из
Минска опытных образцов шасси
МАЗ-7930
под разрабатывавшийся тогда перспективный ОТРК "Искандер". Поэтому "второй" ОКР
на
БАЗе
(учитывая что "первая" - "Вощина-1") могла бы стать разработка шасси
грузоподъёмностью 25 т (колёсная формула 8x8) для СПУ перспективного ОТРК
"Искандер". Насколько же реально было выполнить такую работу в Брянске в
"лихие" 1990-е?
Начиная в конце 1980-х гг. разработку ОТРК "Искандер",
головной разработчик
(Коломенское
КБМ)
первоначально ориентировался на брянские шасси. Так, в 1991 г. на полигоне
Капустин Яр
прошли испытания по отработке старта ракеты с использованием ИРС с макетного
образца двухракетной ТПУ. Для изготовления макетного образца ТПУ, получившего
заводское обозначение
БР-1555-1,
разработчики ОТРК "Искандер" использовали серийное шасси
БАЗ-69501,
применение которого было согласовано со специалистами
БАЗа,
хотя при размещении полного комплекта аппаратуры и оборудования ТПУ имелся
значительный перегруз шасси. Все понимали: для ОТРК "Искандер" нужно новое
шасси, существенно большей грузоподъёмности.
В 1989 г. на
БАЗе
стало известно, что для разработчика СПУ -
ЦКБ ПО "Баррикады"
(ныне
ОАО ЦКБ "Титан")
предстояло изготовить опытный образец рамного СКШ. Осенью 1990 г. были
изготовлены два опытных образца СКШ
БАЗ-69502,
которые без проведения заводских испытаний срочно отправили в Волгоград, где
один из
БАЗ-69502
использовали для монтажа СПУ
9П76,
а второй - для ТМ
9Т246.
Первый этап отработки ОТРК "Искандер" проводили на этих двух опытных образцах
шасси; параллельно шли заводские испытания шасси (чего старались не допускать -
обычно первые опытные образцы проходили заводские испытания, потом приёмочные,
и после этого направлялись под монтаж перспективных комплексов ВВТ).
СКШ
БАЗ-69502,
имевшее грузоподъёмность 13,3 т, не могло устроить заказчика, так как не
позволяло разместить две ракеты на СПУ. Изготовленный в 1991 г. опытный образец
СКШ
БАЗ-6954
имел грузоподъёмность 17,1 т, что также не вполне устраивало головного
разработчика комплекса. Но к тому времени уже не стало
СССР,
работы по ОТРК "Искандер" на некоторое время были приостановлены, и СКШ
БАЗ-6954
осталось в Брянске. В дальнейшем именно на этом шасси шла отработка некоторых
элементов конструкции будущего семейства в рамках НИР "Фасет" и ОКР "Вощина-1".
Конструкторы
Брянского автозавода,
проектируя шасси и тягачи в рамках ОКР "Вощина-1", заглядывали чуть вперёд.
Работы по семейству "Вощина-1" сразу начались с технического проекта, и уже на
этой стадии разработки нового семейства с
ЦКБ "Титан"
и
КБМ
были проведены переговоры и предварительные работы по использованию СКШТ 4-го
поколения в составе ОТРК, в ходе которых начали прорабатываться требования к
шасси. Несмотря на то, что разработчики ОТРК "Искандер" были в курсе
проводимых на
БАЗе
работ, на правительственном уровне было принято решение об использовании под
монтаж двухракетной СПУ
9П78
шасси
Минского завода колёсных тягачей,
так как разработка СКШ
МАЗ-7930,
проводившаяся в рамках ОКР "Астролог", опережала разработку СКШT семейства
"Вощина-1" (первые два опытных образца СКШ
МАЗ-7930
были изготовлены в 1992-1994 гг.), да и грузоподъёмность
МАЗ-7930
была выше - 22 т против 18, указанных в ТТЗ № 15-93 для базовой модели шасси
8x8. Вполне возможно, что как промежуточный вариант удалось бы убедить
заказчика использовать на первых этапах ОКР для опытных образцов СПУ 5-осное
брянское шасси (в июне 1998 г. был изготовлен первый образец шасси
БАЗ-69096,
имевший колёсную формулу 10х8 и грузоподъёмность 29,5 т), а затем разработать
новое шасси 8x8 грузоподъёмностью 25 т, но вмешался ещё и субъективный фактор -
в июне 1997 г.
В. И. Гросс,
который умел добиваться в разных высоких инстанциях принятия решений в
интересах своего
завода,
согласно решению Совета директоров
ОАО "БАЗ"
был освобождён от должности Генерального директора и уволен с
предприятия
(официально причина увольнения - по собственному желанию)...
В этой связи нужно упомянуть такой факт. Ещё в 1993 г., на первом этапе
выполнения ОКР "Вощина-1", военные всё чаще стали говорить о разработках на
БАЗе
шасси грузоподъёмностью 25 т с колёсной формулой 8x8. Так, 30 ноября 1993 г.
Начальник ГЛАВТУ в упоминавшемся в
главе 1
докладе "Об основных направлениях
развития ВАТ до 2000 года и на перспективу" говорил о том, что "ОКР по шасси
8х8 грузоподъёмностью 25 т обеспечит развитие ракетного комплекса Сухопутных
войск "Искандер-М", реактивной системы залпового огня "Ураган-1М", тяжёлого
инженерного вооружения, позволит создать научно-технический задел для развития
нового поколения вооружения. Подготовлены технические предложения, первые
опытные образцы будут изготовлены в 1995 году. Это шасси позволит нам в
перспективе отказаться от шасси
Минского завода
МАЗ-543
и его модификации не только в интересах СВ но и РВСН и ВПВО". При этом
шасси грузоподъёмностью 18 т нового семейства планировалось использовать в
качестве технологических и обеспечивающих машин ОТРК "Искандер-М". В докладе
было отмечено, что потребности войск полностью загрузят
БАЗ
(слова о полной загрузке
БАЗа
сбылись абсолютно спустя 20 лет).
К сожалению, эта инициатива военных реально не была подкреплена
финансированием, хотя на совещаниях разного уровня вопрос о 25-тонном шасси
поднимался очень часто и представители НТК АТ ГАБТУ неоднократно говорили об
особой важности проведения работы на
БАЗе
по созданию такого шасси. Учитывая, что в рамках ОКР "Вощина-1" финансирование
было нестабильным, а финансовое положение
БАЗа
не позволяло вести работы в инициативном порядке, новая ОКР открыта не была,
поэтому и шасси грузоподъёмностью 25 т в 1995 г. не было создано. Хотя
некоторые работы на
БАЗе
были проведены: в начале 1997 г. по договору небольшой творческий коллектив по
заказу
БАЗа
разработал техническое предложение по шасси с колёсной формулой 8х8.1
грузоподъёмностью до 25 т. Но для реализации предложений потребовалось бы
решить ряд сопутствующих проблем, в том числе разработать и поставить на
производство новые узлы и агрегаты, шины и т.д. 17 декабря 1997 г. в
21 НИИИ МО РФ
был проведён Пленум НТК АТ ГАБТУ, на котором рассматривалось в том числе
техническое предложение по брянскому 25-тоннику. Доклад по нему делал Главный
конструктор
БАЗа
Ю. А. Шпак.
Но тогда проблема с мёртвой точки не сдвинулась.
С проблемой увеличения грузоподъёмности на
БАЗе
столкнулись спустя некоторое время. Почти все комплексы и объекты вооружения,
которые требуется размещать на СКШ, весят от 20 до 22 т. После изучения
конструкторской документации были изысканы резервы, серьёзных изменений
конструкции шасси и тягачей в рамках семейства "Вощина-1" для этого не
потребовалось. Осенью 2005 г. на
БАЗе
изготовили опытный образец СКШ
БАЗ-6909-013
и в 2007 г. на
полигоне 21 НИИИ МО РФ
провёли типовые испытания, чтобы подтвердить возможность увеличения
грузоподъёмности 4-осных СКШ до 22 т. Более того, в техническом отчёте,
составленном по результатам испытаний, отмечается, что по показателю
эффективности шасси
БАЗ-6909
(базовое шасси семейства) существенно превосходит шасси
МЗКТ-7930
(на 82%). После завершения испытаний уже ни у кого не возникало сомнений в
возможности использования шасси семейства "Вощина-1" для монтажа комплексов и
систем вооружения массой до 22 т.
Ну а что же с минскими шасси 8х8 грузоподъёмностью 25 т? Наиболее массовые
шасси семейства
543
(серийный выпуск начат в 1960-1970-х гг.) военных давно не устраивают, и для их
замены, как уже было сказано выше, разработано и принято на снабжение ВС РФ
(согласно Распоряжения Правительства РФ № 143-р от 6 февраля 2003 г.) шасси
МЗКТ-7930.
На серийное производство это шасси поставлено ещё в 1998 г.
21 НИИИ МО РФ
провёл испытания и по сути допустил увеличение грузоподъёмности
МЗКТ-7930
до 24-25 т, но с условием - при ограничении скорости. Сегодня в документах МО
РФ указывается, что при грузоподъёмности 24 и 25 т скорость
МЗКТ-7930
не более 40 км/ч.
Завод-изготовитель
в своей документации по 25-тоннику указывает ограничение скорости не более 50
км/ч. При этом непонятно - это ограничение при передвижении по дорогам с
твёрдым покрытием или по любым типам дорог и местности? Но ведь и в практике
БАЗа
уже был прецедент, когда на народно-хозяйственном варианте шасси
БАЗ-69091
- на 4-осном шасси
БАЗ-69094,
изготовленном в 1996 г.,
Кунгурский машиностроительный завод
смонтировал агрегат
АРБ-100
для ремонта и бурения скважин, при этом вместо согласованного веса 22 т вес
смонтированной на
БАЗ-69094
установки составил аж 29 т! Несмотря на это, по имеющейся информации, шасси
БАЗ-69094
очень долго и успешно эксплуатировали в составе буровой установки. Возможно,
тот самый первый
БАЗ-69094
и сейчас ещё где-то работает, хотя на нём уже однажды был исчерпан моторесурс
штатного двигателя (10 тыс. моточасов). (Уже после публикации Монографии
указанный
БАЗ-69094
прибыл на
БАЗ
для проведения ремонта. Вполне вероятно, что и в настоящее время
образец
находится в эксплуатации. - Прим.
авт.)
Поэтому при желании можно провести испытания образца шасси
БАЗ-6909
и, аналогично
МЗКТ-7930,
увеличить для брянского СКШ грузоподъёмность при ограничении скорости. Но,
полагаю, это не будет достойным решением проблемы.
Конечно, на
БАЗе
понимали, что военные СКШ эксплуатируются в условиях совершенно отличных от
тех, где используют шасси нефтяники. Военные рекомендуют применять иные узлы и
агрегаты, и заводские специалисты пытались усовершентсвовать конструкцию СКШТ.
Про неудавшуюся попытку создания ГМП для брянских СКШТ уже упомянуто
выше.
Была
попытка совместно с ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ"
использовать опыт, полученный при разработке шасси
6944,
то есть создать более современный аналог ДГП на базе новых разработок
НАМИ
(выполнены под руководством
Л. А. Румянцева)
и КП
ЯМЗ-239.
Это позволило бы обеспечить применение на СКШТ семейства "Вощина-1" двигателей
мощностью более 500 л.с. Однако опять же из-за отсутствия финансирования
выполнить тогда задуманное не удалось.
Разработкой СКШ грузоподъёмностью до 25 т на
БАЗе
всё же занялись через несколько лет, в ходе выполнения ОКР "Вощина-2". Об этом
рассказано в главе 4.
Продолжение ...
|
|
|
|
В 1960-1970-е гг. на серийное производство были поставлены СКШТ семейства
МАЗ-543
|
|
|
|
Опытный образец СКШ
БАЗ-6954,
1990 г.
|
|
|
|
Для пусковой установки оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер"
используется СКШ
МЗКТ-7930,
которое производится в
Республике Беларусь
|
|
|
Оглавление монографии |
|
|