|
3.4. Для замены импортной техники
После распада
СССР
Украина
стала независимым государством. Российские военные специалисты уже в 1992 г.
предвидели возможное негативное развитие взаимоотношений с соседней страной и
постарались уйти от политической нестабильности и экономической зависимости. На
стадии выполнения НИР "Фасет" в отчётах
21 НИИИ МО РФ
указывалось, что
СКШТ БАЗ
предположительно должны заменить в войсках автомобили
КрАЗ.
В ходе проработки вопроса по применению новых СКШТ в составе принятых на
вооружение ЗРС выяснилось, что транспортные средства с габаритной шириной 3,08
м не всегда могут использоваться, так как многие объекты инфраструктуры строили
исходя из эксплуатации автомобилей с габаритной шириной 2,75 м. Кстати,
автомобили
КрАЗ
в Российскую армию не поставляли после 1994 г., и им потребовалась срочная
замена. Фактически все автомобили и шасси, применявшиеся в составе ЗРС ряда
С-300П, оказались в один момент зарубежного производства, и российских аналогов
им не было!
Проблему пришлось решать, но финансирование НИОКР в "лихие" 1990-е было очень
плохое. Лишь в июле 1997 г. на
БАЗе
в рамках ОКР "Вощина-1" был изготовлен
первый опытный образец трёхосного седельного тягача БАЗ-6402
(колёсная формула 6х6.1, габаритная ширина 2,75 м). Это время на
заводе
было одно из самых тревожных —
завод
проходил процедуру банкротства, и в 1997 г. поменялись Генеральный директор и
Главный конструктор
ОАО "БАЗ".
Новым Главным конструктором предприятия вместо
В. П. Трусова
в апреле 1997 г. был назначен
Ю. А. Шпак,
который и является Главным конструктором седельного тягача
БАЗ-6402.
Этот тягач
стал первым в истории
БАЗа
седельным тягачом полностью собственной разработки.
Первый опытный образец БАЗ-6402
уже через полгода, зимой 1998 г. был направлен в одну из частей ПВО для серии
проверок на возможность использования его в ЗРС ряда С-300П в составе издели
5П85Т
(ПУ) и изделия
5Т58-2
(ТМ).
Первый образец седельного тягача
проходил заводские испытания с КП
ЯМЗ-202,
которую получили с
МЗКТ.
По результатам заводских испытаний конструкцию
тягача
доработали, и он был направлен на Государственные (приёмочные) испытания. А по
результатам серии проверок на
втором опытном образце,
изготовленном в сентябре 2000 г. специально с целью проверки применения в
составе ЗРС ряда С-300П, была уменьшена база между 1-й и 2-й осями с 4600 до
4040 мм; применена сварная (типовая для БАЗ) рама взамен использованной на
первом образце
рамы с трубчатыми поперечинами и их болтовыми соединениями с лонжеронами;
установлена новая каркасная кабина с повышенной стойкостью к воздействию
внешних факторов — одна из первых в семействе "Вощина-1" (эта кабина не была
бронированной), были внесёны и другие изменения в конструкцию.
Второй образец,
как и
первый,
также был оснащён минской КП
ЯМЗ-202.
Об одном из внесённых изменений, связанных с КП
ЯМЗ-202,
следует сказать особо. Когда
БАЗ
совместно с
ОАО "ЦКБ "АЛМАЗ"
(ныне
ОАО "ГСКБ "Алмаз — Антей")
и
АО "НМЗ"
начал работать над использованием седельного тягача
БАЗ-6402
в составе ЗРС ряда С-300П, выяснилось, что оборудование прицепа "втыкается" при
максимальном угле складывания в вертикальной плоскости в раздаточную коробку. В
принципе, ничего страшного в этом не было,
НМЗ
готов был изменить установку узла на полуприцепе, но военные задали вопрос из
серии: "А если бы...?" Вроде бы и правильная постановка вопроса: "Что
будет, если нужно будет недоработанный прицеп пусковой установки буксировать
новым тягачем? Если возникнет необходимость замены старых тягачей
КрАЗ
на новые
БАЗ?"
Правда, до настоящего времени такой острой необходимости не возникло, но без
решения этого вопроса завод не мог начать работу по вводу СКШТ семейства
"Вощина-1" в состав новых объектов ВВТ. Это была первая реальная возможность, и
её
БАЗу
нельзя было упустить. Было проработано много вариантов, но самым оптимальным
был вариант применения исполнения КП с несоосным расположением выходного вала.
Эта работа была выполнена совместно с
ОАО "Автодизель" (ЯМЗ)
и
ОАО "ТМЗ".
Не всё было гладко, были проблемы с нагревом КП, но все вопросы были решены.
БАЗ-6402
прошёл Государственные (приёмочные) испытания, был принят на снабжение ВС РФ в
2003 г., и с того же года начато его серийное производство. В серийную модель
по результатам испытаний были внесены изменения — введены скосы в передней
части крыши кабины, на первом серийном седельном тягаче
БАЗ-6402
уже была установлена КП
ЯМЗ-2394,
разработанная на базе КП
ЯМЗ-239.
Кстати, на этом образце и проводили проверку буксировки реальной ПУ ЗРС.
Сегодня седельные тягачи
БАЗ-6402
могут полностью заменить автомобили
КрАЗ-255В
и
КрАЗ-260В
в ВС РФ. Замечу, что если
КрАЗы
являются автомобилями повышенной проходимости, то
СКШТ БАЗ
- высокой проходимости, то есть российская техника имеет лучшую проходимость.
Впоследствии модель
БАЗ-6402
стала самой востребованной из всего семейства "Вощина-1" и одной из наиболее
успешных моделей в линейке
Брянского автозавода.
Ну а что же с самоходным исполненем ЗРС ряда С-300П? В 1998 г. производство
изделий
5П85С
и
5П85Д
(самоходные ПУ на шасси
МЗКТ-543М
- основная и дополнительная) на
ОАО "ГОЗ "Обуховский завод"
(г. Санкт-Петербург) было прекращено; завод освоил выпуск самоходных ПУ для ЗРС
С-300ПМ2 и экспортных модификаций ЗРС ряда С-300П; все эти ПУ смонтированы на
шасси
МЗКТ-543М.
К сожалению, серийной самоходной ПУ ЗРС ряда С-300П, в составе которой было бы
шасси российского производства, не существует до сих пор. Скорее всего от этой
разработки отказались по той причине, что С-300П всех модификаций, которые
имеются в войсках, будут постепенно заменяться на ЗРС С-400 "Триумфатор" и на
новую ЗРС "Витязь-ПВО". А на экспорт можно поставлять и буксируемые ПУ -
"трёхсотка" и с такими средствами пользуется большим спросом. Для инозаказчиков
серийно производятся седельные тягачи экспортной комплектации
БАЗ-6402-013
(применяются в составе изделий
5П85ТЕ2
и
5Т58Е).
Продолжение ...
|
|
|