|
3.1. Битва за "Ураган-1М"
В
главе 2
монографии
была упомянута РСЗО "Ураган-1М", но с разработкой шасси для этой, и сегодня
перспективной РСЗО, вышла другая история. (С момента выхода
Монографии
прошло время, и сегодня РСЗО "Ураган-1М" уже принята на вооружение ВС РФ и
начаты её поставки в войска. - Прим.
авт.).
Ещё с 1970-х гг. у
БАЗа
сложилась хорошая кооперация с разработчиками РСЗО:
ТУЛГОСНИИТОЧМАШ
(головной разработчик, ныне
ОАО "НПО "СПЛАВ",
г. Тула) и
Пермским машиностроительным заводом им. Ленина
(разработчик и изготовитель БМ и ТЗМ, ныне
ОАО "Мотовилихинские заводы",
г. Пермь). Естественно, разработчики БМ РСЗО "Ураган-1М" обратились на
БАЗ
с просьбой разработать шасси, причём были предъявлены особые требования к
кабине - по увеличению её объёма, бронированию, в перспективе к
кондиционированию. Разработка шасси для РСЗО "Ураган-1М" была начата в конце
1995 г. и продвигалась весьма активно, но в сложившейся на
БАЗе
критической ситуации (об этом рассказано в
главе 2)
без дополнительного финансирования работа в полном объёме продолжаться не
могла и была приостановлена в конце 1996 г.
Одновременно разработчики РСЗО рассматривали размещение БМ на шасси
МЗКТ-7930.
В итоге специалистами
"Мотовилихинских заводов"
была выполнена проработка размещения БМ на двух разных шасси. По озвученной
информации проект на шасси БАЗ имел некоторые преимущества - меньше полная
масса БМ и, соответственно, меньшая осевая нагрузка.
У шасси Брянского автозавода было ещё и такое преимущество как возможность
бронирования кабины; кабина у минского шасси
МЗКТ-7930
- пластмассовая. (После выхода
монографии
стала поступать информация о том, что на
МЗКТ
идут разработки бронированной кабины для
МЗКТ-7930,
но о завершении этой работы информации нет. - Прим.
авт.).
В 1997-1998 гг. на
БАЗе
и в
ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ"
были начаты работы, связанные с разработкой кабин с локальным бронированием и
бронированных кабин для СКШТ семейства "Вощина-1".
Но грянул кризис 1998 г., последствия которого ощутили на себе все предприятия
ОПК. Совместные работы с
НАМИ
по бронированным кабинам были прерваны. А по
БАЗу
был нанесён ещё один удар, откуда не ждали. Хотя в заключении комиссии,
рассматривавшей проекты БМ РСЗО "Ураган-1М", обобщённый военно-технический
показатель БМ на шасси БАЗ семейства "Вощина-1" был выше, чем БМ на шасси
МЗКТ-7930,
МО РФ
решило отдать предпочтение последнему варианту. Такое решение было принято в
связи со сложнейшим положением, в котором находился
БАЗ.
На принятие такого решения ни
БАЗ,
ни
ОАО "Мотовилихинские заводы"
оказать решающего влияния уже не могли.
Однако
БАЗ
избежал участи, постигшей
КЗКТ.
Выводы военных применительно к конструкции СКШТ, сделанные ещё в ходе
выполнения НИР "Фасет", были согласованы с мнением заводских специалистов:
новое поколение СКШТ должно быть двойного применения. Это должно было в будущем
исключить резкие падения производства в случае изменения спроса на рынке на
отдельные типы машин и позволяло бы легко переходить на выпуск разных моделей.
Статус СКШТ нового семейства как техники двойного применения был записан
официально в ТТЗ на ОКР "Вощина-1". Именно это позволило
БАЗу
выжить в трудный период конца 1990-х - начала 2000-х гг.
Работы по кабине с локальным бронированием были на
БАЗе
возобновлены в 2000 г., разработка бронекабины начата в 2001 г. Уже в 2001 г.
были изготовлены опытные образцы СКШТ, которые позже прошли Государственные
(приёмочные) испытания (балластный тягач
БАЗ-6306
с кабиной, на которую была установлена имитация локальной бронезащиты, и шасси
БАЗ-6910
с имитатором бронекабины; стёкла на кабинах этих опытных образцов были
бронированные). Забегая вперёд следует заметить, что несколько лет назад были
проведены огневые испытания кабины малого объёма с локальной защитой (6а класс
по ГОСТ 50963-96); эту кабину показали на Форуме "Технологии в машиностроении -
2010". Сегодня заказов на шасси с бронекабинами, увы, нет...
В 2003-2004 гг. СКШТ семейства "Вощина-1" были приняты на снабжение ВС РФ, на
Брянском автозаводе
началось серийное производство новых моделей ВАТ. Но для брянских СКШТ "поезд"
уже ушёл, перестраховка
ГАБТУ
дорого обошлась заводу. Теперь
Россия
пожинает горькие плоды -
опытный образец БМ 9А53
из состава перспективной РСЗО "Ураган-1М" был изготовлен на иностранном шасси
МЗКТ-7930.
И, как следствие, практически все последующие ОКР по размещению ВВТ массой
20-25 т по инерции (или по сложившейся традиции и кооперации) продолжали
проводиться на минских шасси. Если ОКР, в том числе "Ураган-1М", будут
продолжены с использованием минских шасси (В настоящее время ОКР по созданию
РСЗО "Ураган-1М" уже завершена. - Прим.
авт.),
то российское предприятие лишится выгодных заказов, а бюджет страны - налогов.
Поправить ситуацию можно, но для этого нужны денежные средства, в том числе
кто-то должен оплатить стоимость ракет и реактивных снарядов, которые должны
быть израсходованы в ходе испытаний. Не следует забывать, что после того как в
"лихие" 1990-е государство бросило
Брянский автозавод,
как и
КЗКТ,
на произвол судьбы,
предприятие
стало коммерческим. Теперь без заказа со стороны военных, то есть себе в
убыток, собственник
БАЗа
проводить работы не будет. Исправит ли нынешнее руководство МО РФ решение,
принятое 15 лет назад?
После выхода первого издания Монографии в структуре собственности
БАЗа
произошли кардинальные изменения. Тем не менее, хотя
Брянский автомобильный завод вошёл в состав Концерна ВКО "Алмаз - Антей",
ситуация с брянскими шасси для РСЗО принципиально не изменилась - но причины
этого теперь лежат в иной "плоскости". Во-первых, произошли также изменения в
структуре собственности и управления
НПО "СПЛАВ"
и
"Мотовилихинских заводов"
- оба эти предприятия ОПК сейчас входят в
ГК "Ростех".
А во-вторых, в нише СКШ для РСЗО появился новый "игрок" -
ПАО "КАМАЗ"
(также входит в "орбиту"
ГК "Ростех"),
о нём будет упомянуто в
главе 5
и в
Заключении.
И, что самое интересное, некоторое время руководство
"Мотовилихинских заводов"
возглавляли люди
"КАМАЗа",
включая
Генерального директора
челнинского автогиганта. Есть мнение,
что все эти перемены направлены на постепенное вытеснение минских СКШТ из ниши
перспективных отечественных РСЗО, но пока у
"КАМАЗа"
нет образца СКШ, успешно прошедшего весь цикл испытаний...
|
|
|