|
"Автосалон-2006" переехал
Часть 1
Вчера мы получили пресс-релиз Международного Выставочного Центра "Крокус-Экспо"
о проведении с 30 августа по 10 сентября этого года "Московского Международного
Автомобильного Салона-2006". Как говорится в пресс-релизе, "Автосалон-2006"
обещает стать главным событием года в "автомобильном" мире
России.
И это должно быть именно так, поскольку с переездом выставки на новое место
начнётся новая эпоха, уже третья по счёту.
Напомним некоторые моменты из истории "Автосалона". В "советские" времена в
СССР
фактически не было ежегодно проводимого автосалона. Были лишь отдельные
выставки, в основном тематические. Например, "Автотехобслуживание" или
"Сигналдортранс", на которых, как правило, упор делался не на автомобили, а на
все остальное, что с ними связано, исходя из названия самих выставок. Иногда
проводились выставки на ВДНХ (сейчас ВВЦ), где выставлялась продукция
отечественного автопрома. Достаточно часто проводились национальные выставки,
на которых, как правило, размещались стенды автопроизводителей. Да ещё стоит
упомянуть узкоспециализированные выставки неавтомобильной тематики, на которых
автомобильные фирмы предлагали шасси для монтажа оборудования или экспонировали
уже укомплектованные транспортные средства. И уж совсем экзотикой считались
стенды автомобильных компаний на выставке товаров народного потребления
"Консумэкспо" :) - кто бывал на этой выставке в последние годы, тот поймет
значение смайлика... А тогда, в конце 1980-х, это было круто!
В 1989 г. в выставочном комплексе "Экспоцентр" на Красной Пресне прошла
национальная автомобильная выставка "Автомобильная промышленность Японии",
которая фактически стала прообразом Автосалона, поскольку впервые основной
акцент был уделен не грузовикам и специализированному транспорту, а легковым
автомобилям. Были представлены автомобили всех японских производителей! И вся
экспозиция была распродана без остатка - об этом сами представители фирм потом
рассказывали.
В конце августа 1992 г. на ВДНХ (ныне ВВЦ) было проведено первое "Мотор-Шоу"
(МIMS - Moscow International Motor Show). И, что самое главное, это не был блин
комом - ажиотаж превысил все оптимистичные ожидания. Очереди на выставку были
по-длинней, чем за каким-нибудь дефицитом. Впервые можно было увидеть продукцию
ведущих автопроизводителей под одной крышей. Эта выставка стала тогда
центральным автомобильным событием года - её тогда все посетители так и
называли - "первый автосалон".
В 1993 г. в Москве проходило сразу две крупных автомобильных выставки. В июле
в выставочном комплексе на Красной Пресне можно было посетить "1-й Российский
Автосалон", организатором которого выступил "Автосельхозмаш-Холдинг"
("АСМ-Холдинг"), а в конце августа открылось очередное, уже второе "Мотор-Шоу",
которое по традиции разместилось на ВДНХ. Причём две эти выставки жестоко
конкурировали между собой. Так, например, фирма
"Mercedes-Benz" AG
выставлялась на Пресне, а основной её конкурент в то время -
Volvo Cars
- организовала впервые в российской истории (да и в мировой тоже) мировую
премьеру своего нового автомобиля
Volvo 850T
на MIMS в Москве, на ВДНХ.
Вспоминается такой факт - на MIMS один из посетителей (видимо, с мешком
наличных денег) настойчиво допытывался у администрации выставки на каком стенде
находятся 600-е "Мерседесы"... :) А стенд "Mercedes-Benz" отсутствовал.
Возможно, перетягивание экспонентов и посетителей (а на "Мотор-Шоу" посетителей
визуально казалось больше) заставило зарыть топор войны между организаторами
выставок - "АСМ-Холдингом" и британской фирмы ITE. Оба организатора
договорились о том, что по четным годам будет проводиться "Мотор-Шоу" (более
продвигаемое как салон запчастей), а по нечетным - "Автосалон", хотя, честно
сказать - в последующие годы на "Автосалоне" подчас было даже больше стендов с
запчастями и аксессуарами, чем на "Мотор-Шоу". Но это ведь для нас не главное,
правда? ;) Главное - стенды ведущих автопроизводителей на этих выставках были
практически равноценны как по занимаемой площади, так и по составу экспонатов.
Но вернемся обратно, к истории "Автосалона". Постепенно выставка МIMS
разрасталась и... портилась. Задолго до выставки 1994 г. часть площади
павильонов была сдана в аренду под коммерческие киоски и небольшие магазины, в
результате это изрядно подпортило имидж "Мотор-Шоу". По-крайней мере, лично мне
было не очень приятно ходить по павильону, в котором стенды автомобильных фирм
были как островки посреди рыночного развала. Хотя посетителей "Мотор-Шоу"
меньше не стало - скорее наоборот. И ещё прямо на стендах у некоторых
производителей запчастей можно было кое-что для своего авто прикупить, да ещё
по заводским ценам и со скидкой, чем многие посетители воспользовались.
С 1995 г. обе крупнейшие российские автомобильные выставки - "Автосалон" и МIMS
- проходили уже в выставочном комплексе на "Красной Пресне". Год от года
выставочные площади увеличивались, количество экспонентов, как правило,
прибавлялось. Прибавлялось и забот посетителям - всё более настойчиво охрана
выставочного комплекса пыталась навести порядок, перекрывая тот или иной вход
или выход, всё сложнее было найти место для парковки возле выставки, все
дольше нужно было "пробираться" по автомобильным пробкам в районе "Красной
Пресни". Дирекции выставок даже торжественно объявили о "Дне прессы", который
фактически был только "утром прессы", так как уже после 14.00, после
официального открытия выставки, павильоны буквально кишели малолетними детьми и
инвалидами, которые выпрашивали сувениры у стендистов и мешали работе фото- и
видеооператоров.
Выставка
МIMS 1998 г.
многим запомнилась... На этой выставке прошла мировая премьера "флагмана" Volvo
- седана S80. Видимо,
России
компания
Volvo Car International AB
придавала особое внимание. Да только в тот раз осеклась не одна
Volvo
- все зарубежные автопроизводители
потратили деньги впустую.
Как это - кажется у И. Ильфа и Е. Петрова: "Кто-то крикнул: 'Кина не будет', и
зал быстро опустел". Вот так и в жизни - в самый разгар выставки в
России
объявили дефолт, и с того момента стендисты тщетно зазывали посетителей
познакомиться с очередной автомобильной новинкой, хотя ещё вчера отбоя от
покупателей не было. Даже собирателей сувениров как ветром сдуло.
"Автосалон-1999" можно назвать "звёздным часом" российского автопрома, так как
от участия в выставке отказались некоторые зарубежные автопроизводители. Вот
только организаторы не смогли сделать адекватных выводов, списав всё на кризис.
Однако причины были намного глубже. Вот что сказал Дмитрий Шульга, в то время
Директор по связям с общественностью компании "Дженерал Моторс СНГ", в интервью
нашему "Автомобильному каталогу", которое мы записали в конце июля 1999 г.,
за месяц до проведения "Автосалона-1999":
- "Дженерал-Моторс" участвовать не будет. Главный фактор - дороговизна, по
стоимости участия Московский Автосалон превосходит многие выставки за рубежом;
расценки на выставочные площади аналогичны расценкам самых престижных мировых
автосалонов, статус которых значительно выше. Например, на Женевский автосалон
приезжают все президенты автомобильных компаний, чтобы подвести итоги
предыдущего года и объявить планы на будущее - поэтому все стараются там
участвовать. Многие страны даже не могут себе позволить проведение своего
Автосалона. Мы считаем, что в стране с кризисной экономикой целесообразнее
деньги пустить в дело, например, направить их на мероприятия по снижению
розничных цен на автомобили.
Уже на следующий, 2000-й год, практически все ведущие иностранные
автопроизводители отказались от участия в "Мотор-Шоу". Решилась только Renault,
да и то потому, что у них уже "закрутился" новый проект - "Автофрамос". Да ещё
Hyundai развернула свой стенд (как выяснилось позже, Hyundai старалась не
пропустить ни одной августовской автомобильной выставки на Пресне). Остальные
бренды, если и были представлены, то только дилерами. Но это совсем иной
масштаб. При этом, хотя слово "бойкот" было у всех на устах, представители как
автопроизводителей, так и организаторов выставки на публике были предельно
вежливы и тактичны в высказываниях как друг о друге, так и о выставке. Ведь
площадь выставки была продана полностью! А, как говорилось выше, по нечетным
годам проводится "салон запчастей". Ну а что же иностранные автопроизводители?
Они просто сменили город, переехав на выставку в Санкт-Петербург.
Зато в 2001 г. почти все автопроизводители, как по команде, приняли участие,
даже "General Motors" не проигнорировала очередной московский "Автосалон", а
BMW вообще показала свой концепт
Z9 Cabriolet.
В следующем, чётном году, на очередном "Мотор-Шоу" практически повторилась
ситуация 2000 г. - разве что зарубежные производители грузовиков действовали по
какой-то своей программе участия в выставках. И в последующие пару лет (2003
и 2004 гг.) ситуация с участием повторилась практически точно в соответствии с
ротацией "чёт-нечёт". Да вот только отряд понёс очередные потери - поредели
ряды стендов иностранных производителей грузовиков. Зато добавились
отечественные производители - например
"Яровит".
На MIMS-2004 последний раз были показаны в экспозиции
Ижевского автозавода
автомобили отечественной разработки - в следующем году их вытеснили иномарки
российской сборки.
В 2005 г. очередной "Автосалон" не состоялся. Вместо него прошло внеочередное
"Мотор-Шоу". Организаторы это объяснили тем, что зарубежные автопроизводители
попросили перенести "Автосалоны" на четные года с тем, чтобы избежать слишком
близкого позиционирования по отношению к салону во Франкфурте. Организаторы
Московского автосалона учли все эти пожелания и перерегистрировали документы во
всех необходимых инстанциях. Соответственно, кроме вездесущих корейцев и
китайцев, практически ни одного крупного иностранного автопроизводителя на
выставке не было. Даже западные производители грузовиков покинули Пресню. Их
место, пока ещё робко, заняли китайцы (на выставке "КомТранс", проходившей в
апреле 2006 г. в "Крокус-Экспо", китайцы уже развернулись во всю ширь и мощь,
но это совсем другая история).
На пресс-конференции перед открытием "Мотор-Шоу'2005" организаторам часто
задавали вопрос касательно участия иностранных автопроизводителей в будущем
"Автосалоне-2006". И организаторы обещали серьёзно подумать о том, чтобы
разместить выставку сразу на двух площадках - на Красной Пресне и в
"Крокус-Экспо", сделать единый входной билет, действительный на обеих
площадках, даже пустить автобусный маршрут между двумя выставочными
комплексами. Саму экспозицию хотели разместить по принципу: отечественный
автопром - на Красной Пресне, зарубежный - в "Крокусе". Но, если учесть что для
отечественного автопрома стоимость выставочных площадей значительно ниже, чем
для иностранцев, то многим этот шаг представлялся нереальным. Ведь выставочный
комплекс на Красной Пресне принадлежит "Экспоцентру", а эта фирма была создана
ещё в советские времена, и при создании одна из целей заключалась в том, чтобы
максимально "обдирать" инофирмы. А тут её лишили бы всей или большей части
прибыли. Чудес ведь не бывает, сейчас уже не совок. Но я уже тогда начал
прикидывать - как в будущем году не разорваться между двумя выставками и везде
успеть.
Зато сразу после закрытия "Мотор-Шоу'2005" в выставочном комплексе
"Крокус-Экспо" прошла выставка "Интеравто-2005", которую многие расценили как
альтернативу "Мотор-Шоу". Действительно, именно на этой выставке были
представлены известные иностранные автопроизводители, но до уровня "Автосалона"
эта выставка явно не дотягивала. Ну так ведь её организаторы и не заявляли, что
это "Автосалон"! А уж что касательно слухов - это дело лично каждого - верить
им или нет. Но вот какая интересная деталь - в холле выставочного комплекса
"Крокус-Экспо" широко рекламировался "Автосалон-2006", причём в "Крокус-Экспо"!
Поздней осенью прошлого года было объявлено о том, что принято решение -
"Автосалон-2006" пройдёт в двух выставочных комплексах. Даже некоторые детали
были объявлены. Но время шло, наконец-то в конце мая этого года среди
журналистов распространилась информация - "Автосалон-2006" пройдёт
исключительно в "Крокусе". И вот теперь, когда осталось чуть больше месяца до
открытия очередного "Автосалона", уже окончательно ясно - на Пресне в конце
августа выставки не будет. По крайней мере, на сайте "Экспоцентра" нет никакого
упоминания о том, что вообще хоть какая-то выставка проводится в конце августа.
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
Продолжение следует...
|
|
|