|
1.2. Шасси для ПГРК "Тополь-М"
Широкомасштабные планы
США
по созданию системы ПРО и отказ от ратификации Договора ОСВ-2 не остались без
ответа со стороны
МО СССР
и Советского военно-промышленного комплекса. Уже 9 февраля 1987 г. вышло
Постановление Совета Министров CCCР № 173-45, на основании которого началось
создание боевого ракетного комплекса "Альбатрос". Предусматривались шахтный и
мобильные (грунтовый и железнодорожный) варианты комплекса, с единой
универсальной ракетой для всех вариантов. Однако, в связи с невозможностью
выполнить основные требования в совокупности по всем вариантам базирования и
уложиться в заданные сроки, работы пришлось скорректировать. 9 сентября 1989 г.
вышло
Решение Военно-промышленной комиссии № 323, по которому начались разработки
новых комплексов - шахтного и ПГРК. Головным разработчиком нового ПГРК, как и
комплексов "Темп-2С" и "Тополь", вновь стал
МИТ
(ныне
ОАО "Корпорация "Московский институт теплотехники",
г. Москва); тема получила название "Универсал". Разработка стационарного
шахтного комплекса была поручена
КБЮ
(г. Днепропетровск). Предполагалось оба комплекса оснастить универсальной
ракетой.
Для монтажа АПУ перспективного ПГРК имевшееся 7-осное неполноприводное шасси
МАЗ-7917
по ряду требований не устраивало Заказчика. В ОГК №2
МАЗа
(так стало называться СКБ-1
МАЗа)
работы по новому шасси начали в IV квартале 1986 г. в рамках темы "Отжимка"
перспективного плана ОКР на 1986-1990 гг. Проектирование новых СКШ шло по двум
направлениям - шасси
МАЗ-7922
(шифр "Зубр") и
МАЗ-7923
(шифр "Бизон"). Опытный образец шасси
МАЗ-7922
(колёсная формула 16x16) изготовили 15 июня 1990 г.; на этом образце шасси
установили дизельный двигатель автомобильного типа
ЯМЗ-8401.10-04
мощностью 650 л.с. (следует заметить, что в 1960-1980-х гг. в
СССР
отсутствовали мощные двигатели автомобильного типа, поэтому на СКШТ ставили
танковые двигатели; ими в
СССР
оснащали серийные шасси и тягачи
МАЗ
и
КЗКТ,
а также ряд моделей
БАЗ.
Применение танковых двигателей резко снижало ресурс силовых агрегатов и вело к
большому росту расхода горюче-смазочных материалов. В связи с включением
танковых двигателей в состав ограничительного перечня и отсутствием моторов
необходимого уровня мощности, в те же годы на 4-осные бронетранспортёры
Горьковского автозавода
и на СКШТ
Брянского автозавода
были вынуждены ставить по два двигателя, а любая двухдвигательная схема имеет
серьёзные недостатки, каковых больше, нежели достоинств).
В декабре 1989 г.
МО СССР
открыло ОКР "Астролог", в рамках которой предполагалось создать шасси
МЗКТ-7930
грузоподъёмностью 22 т и тягач для замены морально устаревших СКШТ семейств
МАЗ-543
и
Оплот"
(шасси
МАЗ-543А
и
МАЗ-543М
применяются, например, в составе машин ПКП, МОБД, подвижных ДЭС, для монтажа
других технических средств, входящих в состав ПГРК "Тополь"). Макетный образец
нового шасси
МАЗ-79301
(колёсная формула 8x8) был изготовлен в 1991 г.
Решением Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным
вопросам от 29 декабря 1990 г.
МАЗу
поручалось создание, отработка и постановка на производство СКШ
МАЗ-79221
(колёсная формула 16x16); ветераны автомобильной службы это шасси именуют
"Универсал". 7 февраля 1991 г. приказом Генерального директора
ПО "БелавтоМАЗ"
был образован
МЗКТ,
в том же году появился опытный образец шасси
МАЗ-7923
(колёсная формула 16x16) с газотурбинным двигателем
ГТД-1250А
мощностью 1250 л.с. и электроприводом мотор-колёс (габаритно-массовые
характеристики были аналогичны характеристикам шасси
МАЗ-7922).
Параллельно на
ЯМЗ
шла разработка семейства двигателей автомобильного типа
(ЯМЗ-847
мощностью 800 л.с. для шасси 16х16 и
ЯМЗ-846
мощностью 500 л.с. для шасси и тягачей 8x8), которые должны были прийти на
смену танковым двигателям. В 1991 г. в Ярославле началось изготовление первых
опытных образцов двигателей
ЯМЗ-847
и
ЯМЗ-846
(забегая вперёд следует заметить, что работа по созданию мощных двигателей
автомобильного типа увенчалась успехом, но проблема была решена лишь частично,
так как не все "военные" системы двигателей сегодня внедрены в серийное
производство).
Беда пришла в самый разгар упомянутых работ. В конце 1991 г. перестал
существовать
СССР
и бывшая
Белорусская ССР
стала независимым
государством -
Республикой Беларусь.
Финансирование всех ОКР было приостановлено, тема "Отжимка" была закрыта, в
связи с чем работы по шасси
МАЗ-7923
развития не получили (это шасси даже не испытывали в полном объёме). С распадом
СССР
по вине политического руководства вновь образованных государств возникли очень
серьёзные проблемы для существовавших тогда ВС СНГ и созданного в марте 1992 г.
МО РФ.
Первый Президент
РБ
С. С. Шушкевич
потребовал производить оплату за все
СКШТ МАЗ
в свободно конвертируемой валюте. Так как у предприятий российской оборонки, в
первую очередь у волгоградских
ЦКБ "Титан"
(разработчик наземного оборудования ракетных комплексов) и
ПО "Баррикады"
(изготовитель оборудования), валюты не было и быть в то время не могло в
принципе, нарушились кооперационные связи между предприятиями двух независимых
государств. Начальнику
ГЛАВТУ
генерал-полковнику
Н. А. Зазулину
и его подчинённым пришлось решать задачу, которой военные никогда не занимались
- выкупать минские шасси и через
ГЛАВТУ
передавать их на заводы промышленности, чего ранее никогда не было
(соответствующее Распоряжение Правительства РФ было принято 15 февраля 1993 г.;
на его основании был заключен прямой контракт между
ГЛАВТУ
и
МЗКТ).
В этой связи замечу, что сегодня модно обвинять генералов в том, что они
занялись бизнесом. Но в сложившейся ситуации у военных даже мыслей не возникало
о том, чтобы что-то заработать на этом "бизнесе". Если бы не были приняты
экстренные меры,
Россия
могла бы лишиться целого класса вооружений, являющегося сегодня критически
важным для российских СЯС!
Проблемы возникли и во взаимоотношениях
России
и
Украины.
В марте 1992 г. было принято решение о разработке новой, полностью
отечественной, ракеты; перспективный ракетный комплекс получил шифр "Тополь-М".
В апреле 1992 г. Решением Главнокомандующего ВС СНГ и
Министерства промышленности России
КБЮ
было освобождено от функций головного разработчика универсальной ракеты. Указ
Президента РФ
Б. Н. Ельцина
от 27 февраля 1993 г. официально дал старт разработке нового комплекса.
Продолжение ...
|
|
|