|
1.1. Некоторые аспекты истории шасси для ПГРК "Тополь"
Об истории создания ПГРК "Тополь" и "Тополь-М", а также о СКШ для АПУ ПГРК с
МБР рассказано немало, но далеко не все моменты нашли отражение в открытых
публикациях, так как это оружие сегодня находится на вооружении ВС РФ. Ветераны
ракетной техники иногда рассказывают о "Тополях" отдельные эпизоды, неизвестные
широкой публике. Один из них касается периода середины 1960-х - 1970-х гг.,
когда активно занимались созданием новых мобильных комплексов МБР. Говорят, что
в то время было противостояние двух "группировок", одна из которых представляла
КЗКТ,
а вторая -
СКБ-1
МАЗа.
Оба коллектива предлагали свои разработки военным, но в итоге победила "минская
группа", что не было неожиданным.
Объективно конструкторский коллектив в Минске был опытнее и сильнее.
Подтвердить рассказы ветеранов документально невозможно, так как часть
информации содержится в документах ограниченного доступа, а многие из них уже
могли уничтожить.
После выхода первого издания
монографии
один из ветеранов военной автомобильной службы, принимавший непосредственное
участие в разработке и испытаниях СКШТ в 1970-1990 гг., рассказал
автору
кое-что о соперничестве конструкторских коллективов
СКБ-1
МАЗа
и
КЗКТ.
В 1960-х на
КЗКТ
после обучения в
Челябинском политехническом институте
пришла группа довольно сильных и грамотных молодых специалистов, которые позже
составили костяк заводских конструкторов. В 1970-х между коллективами
СКБ-1
МАЗа
и
КЗКТ
развернулось своеобразное соревнование по разработке перспективного семейства
СКШТ. В результате в Кургане были разработаны тягачи второго поколения, в
состав которого вошли седельный тягач
КЗКТ-545
и балластный тягач
КЗКТ-545А.
Эти образцы были разработаны ранее, чем в Минске была выполнена работа по
созданию СКШТ семейства "Оплот" (базовое шасси
МАЗ-7911).
Несмотря на официальные оценки, в том числе опубликованные в книге
"Тенденции развития специальных колёсных шасси и тягачей военного назначения.
Информационно-технический сборник" (см. №2 в списке
использованной литературы), образцы
КЗКТ-545
и
КЗКТ-545А
по комплексной технической характеристике (по словам ветерана) получились
несколько лучше минских машин. В итоге образцы КЗКТ второго поколения на
вооружение также были приняты, но лишь в качестве "запасных" (на особый
период), и в том, как этот процесс происходил, было существенное влияние
субъективных оценок некоторых высокопоставленных офицеров
ЦАВТУ Министерства обороны СССР.
Такая предвзятость военачальников не была забыта в Кургане и это во многом
определило будущую своеобразную неприязнь к "главку" конструкторов
КЗКТ
(в
1982 г. ЦАВТУ переименовали в ГЛАВТУ; в 1994 г., после реформирования,
объёдинённый "главк" получив аббревиатуру ГАБТУ)... К тому же СКШТ семейства
"Оплот" не получили распространения в ВС СССР в связи с невостребованностью -
позже, в ходе ОКР, их стали заменять на МАЗы прежнего семейства 543 (например,
так было в ходе разработки РСЗО "Смерч").
Однако, если бы разработку и производство 7-осных СКШ, тогда, в 1970-х, на
начальном этапе разработки ПГРК "Тополь", передали в Курган, то может быть
сегодня всё обернулось бы совсем иначе...
Итак, уже в 1976 г. в г. Минске был изготовлен первый опытный образец СКШ
МАЗ-7912
с колёсной формулой 14x12. Опытный образец прошёл испытания и модель была в
1977 г. поставлена на серийное производство. То, что в сжатые сроки удалось
создать новое шасси, не случайно: в
СКБ-1
МАЗа
ранее был опыт по разработке и производству 5- и 6-осных СКШ
МАЗ-547,
МАЗ-547А,
МАЗ-547Б,
МАЗ-547В
для ПУ и ТПА ПГРК "Темп-2С" (снят с боевого дежурства и спешно ликвидирован в
1985 г.; по официальной версии -
СССР
выполнял международные обязательства по Договору ОСВ-2 от 1979 г., фактически -
из-за предательства
М. С. Горбачёва,
так как Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2)
не вступил в силу в связи с отказом
США
ратифицировать его) и "Пионер", "Пионер УТТХ" (уничтожены по Договору между
СССР
и
США
о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности). В ходе эксплуатации шасси
МАЗ-7912
выявились недостатки, которые были устранены в следующей модели СКШ
МАЗ-7917
(колёсная формула 14x12), первый образец которого изготовили в 1984 г., а в
следующем году
МАЗ-7917
запустили в серию.
ПГРК "Тополь" ставили на боевое дежурство в несколько этапов: 23 июля 1985 г. в
Йошкар-Олинском ракетном соединении со стационарным командным пунктом; 28
апреля 1987 г. в Тагильском ракетном соединении с ПКП "Барьер"; 27 мая 1988 г.
в Иркутском ракетном соединении с усовершенствованным ПКП "Гранит"; 30 декабря
1988 г. в Тейковском ракетном соединении с АСБУ нового поколения. "Тополь" и
сегодня составляет основу мобильной группировки РВСН. Этот комплекс вообще
является самым массовым ракетным комплексом мобильного базирования;
максимальное количество ракет этого комплекса, находившихся на боевом
дежурстве, составляло 369 (по другим данным, группировка ПГРК "Тополь" достигла
максимума в 1997 г. - 386 развёрнутых АПУ).
Продолжение ...
|
|
|