|
Хотя эти статьи очень краткие и по своему формату не могут в полной мере
отразить все исторические факты и события, даже по таким кратким текстам можно
составить впечатление об огромной важности работ, которые были выполнены в
1941-1945 гг. Редакция "Автокаталога" готовит новые публикации по истории этого
оружия. Иными словами - историю того времени изучим досконально, обещаю! Нам
уже предоставили официальные права на размещение в сети Интернет рассекреченных
документов. Поверьте - там настолько любопытные факты, в свете которых подвиг
нашего народа выглядит ещё более грандиозным, чем об этом принято считать. Об
этом должны знать все россияне!
Что лично мне уже сейчас стало понятно из истории? Наши учёные и конструкторы
ещё до войны создали лучшие в мире реактивные снаряды, в годы войны разработали
и запустили в производство лучшие в мире пусковые установки, военные
специалисты получили уникальный опыт применения этого оружия. Но если бы не
ленд-лиз (наши нынешние вероятные "друзья"), то это оружие потеряло бы весомую
долю эффективности. Да, я говорю об автомобилях, точнее - об отсутствии
отечественных полноприводных автомобилей в годы войны. Даже неполноприводных
ЗИС-6
на первом этапе войны не хватало, а с 1942 г. они не производились вообще.
Выстояли бы наши войска без союзников? Безусловно да! Только другой ценой -
ценой человеческих жизней. Но я хочу сейчас сказать вовсе не о роли союзников.
Давайте попробуем провести аналогию с сегодняшним временем. Наиболее известные
наследники знаменитых "Катюш" - отечественные РСЗО "Град", "Ураган", "Смерч".
Все эти системы были разработаны и приняты на вооружение ещё в советское время,
то есть 20 и более лет назад. Для "Града", самой "лёгкой" из этих систем,
подходящие шасси имеются с тех же советских времен, и хорошо что хватило ума
сохранить производство полноприводных "Уралов". А с более "тяжёлыми" системами
проблемы те же, что и в годы Великой Отечественной. Даже ещё хуже!
Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ)
теперь стал зарубежным автопроизводителем;
Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ)
проходит процедуру банкротства; государству стали не нужны разработки
Брянского автомобильного завода (БАЗ),
и в результате в октябре прошлого года Министерство обороны прекратило
финансирование всех работ по новому семейству специальных колёсных шасси
грузоподъёмностью свыше 15 тонн, хотя выделявшиеся деньги были крайне скудные.
То есть констатируем факт: вновь изготавливаемые отечественные РСЗО теперь чаще
можно увидеть на шасси иностранных грузовиков Tatra. Если кто не знает - завод
Tatra теперь находится в стране, входящей в блок НАТО!
Другой пример. В годы войны в войсках остро ощущалась нехватка бронированных
транспортных средств для перевозки пехотинцев. Не было до войны такой техники
отечественного производства - военная доктрина была такова, что предусматривала
использование... конницы. Жизнями заплатили наши солдаты за просчёты
недальновидных военноначальников. Опять же американцы да англичане выручили -
100% бронетранспортёров, использовавшихся нашей армией в годы Великой
Отечественной, были иностранного производства. Опыт применения бронированной
техники был скурпулезно изучен и учтен в
СССР
сразу после войны - в армию стали поступать сначала БТР-40 и БТР-152, а чуть
позже им на смену пришли восьмиколёсные машины БТР-60 / БТР-70 /
БТР-80,
и это сразу позволило "стрелковые" части называть "мотострелковыми". Напомню -
у фашистов ещё в годы 2-й Мировой войны был сформирован этот род войск, разве
что название было иное.
А что сейчас? Наш
БТР-80,
кстати - лучший бронетранспортёр в мире, принят на вооружение ещё в 1986 г. и
морально устарел, хотя ещё может модернизироваться. Но в 1994 г. широкой
публике показали совершенно новую машину, опередившую время -
БТР-90.
"Девяностый"
уникален по своим боевым качествам - сам видел! Но спросите военных - а есть ли
он в войсках? Главный конструктор
БТР-90
Александр Григорьевич Масягин
надеется, что слова руководителей нашего государства не разойдутся с делом и с
2011 г. новая техника начнёт поступать в войска. Хорошо что хоть два года
обещанного придётся ждать. Или таки по русской традиции ожидание растянут на
три года? Арзамасский машиностроительный завод готов начать выпуск новых
БТР-90
хоть завтра, но от завода тут ничего не зависит, как, впрочем, и от тех, кому,
по словам Дмитрия Медведева, "сегодня нет и двадцати"...
Ещё нужны примеры? Пожалуйста. Великая Отечественная война научила - наиболее
критически важные производства должны дублироваться, иначе можно лишиться целых
классов вооружений. Я не против - пусть заводы будут на западе страны, но
обязательно где-то на Урале или в Сибири, а то ещё и на Дальнем Востоке должны
быть предприятия, которые в угрожаемый период смогут быстро перейти на выпуск
необходимой армии продукции. Именно поэтому на Урале возник дублер ЗиЛа; в
Орске Оренбургской области один из заводов в 1980-е обязали начать производство
специальных шасси, которые в то же самое время производились в Брянске; уже
упоминавшиеся
КЗКТ
в Сибири и
МЗКТ
(ранее - спец. производство
МАЗа)
в
Белоруссии
производили примерно аналогичные по конструкции тягачи. Этот список можно
продолжить, но только применительно к советскому периоду. Ныне о дублерах
бизнес не думает. Недавняя история показала, насколько это важно - в 1993 г.
дотла сгорел завод двигателей в Набережных Челнах. И если бы не было завода в
Ярославле, то те же
БТР-80
и другая боевая техника остались бы без двигателей. Всё-таки умное у нас
старшее поколение, создававшее промышленность в
СССР
- не случайно оно хлебнуло лиха по полной в годы войны, ветераны всё запомнили!
А что сейчас? Говорят, что на самом высоком уровне лоббируется решение сделать
одно единственное предприятие монопольным поставщиком грузовиков для Армии! И
тогда появляются "обрубки" РСЗО "Смерч" на шасси, совершенно не приспособленных
для этого...
По автокомпонентной проблеме ситуация ещё хуже. Приходится констатировать
неприятный факт - как и до Великой Отечественной, так и после неё, и сейчас мы
очень сильно отстаем по двигателям. Причём, не только по силовым агрегатам для
каких-то "жигулей", но и по двигателям для военной автомобильной техники. До
войны иногда силами НКВД приходилось добывать документацию, но за время
освоения в
СССР
производства скопированных конструкций другие страны уходили далеко вперёд.
История, увы, повторяется. Сегодня либо самостоятельные разработки, некоторые
из которых уже получили одобрение военных, кладутся "на полку", а вместо них
закупается лицензия непонятно на что. Либо осуществляются настойчивые попытки
"продавить" военных с целью принятия на вооружение образцов автомобилей с
иностранными моторами. Между прочим, сотрудники 21 НИИИ МО РФ отмечают
превосходство зарубежных двигателей, что доказано полигонными испытаниями, но
что дальше? Ведь та же американская фирма Cummins отказывается нам продавать
лицензии на производство мощных дизельных двигателей. И другие иностранные
производители не торопятся делиться с нами секретами. А без двигателя ни
колёсная, ни гусеничная техника не поедет.
На одном из круглых столов, которые проводил "АСМ-Холдинг" в апреле текущего
года, в присутствии коллег я спросил чиновника из Министерства Промышленности и
Торговли насчёт разработки отечественных двигателей, и получил категоричный
ответ - министерство не планирует разработки, пусть автопроизводители покупают
лицензии на двигатели. Жаль, что ни мне, ни коллегам не удалось выловить того
чиновника в кулуарах - он исчез незаметно, а то услышал бы в адрес министерства
много отборного многоэтажного русского мата!
Эти строки пишутся днём 9 Мая, когда уже отгремели звуки оркестра на военном
параде на Красной площади в Москве. Но и тут не обошлось без конфуза - в
последний момент стало известно, что на параде не будут показывать БМД-4.
Официальная версия - прохождение колонн не укладывалось по времени. По
телеканалу РБК выдвинули гипотезу: БМД-4 сняли с участия в параде, так как в
прошлом году одна из таких машин после парада загорелась на улицах Москвы, и
записи пожара растиражировали в интернете. Неужели пожар произошёл из-за
возгорания двигателя?
Примеры аналогии ошибок можно продолжать достаточно долго, и в планах редакции
- подготовить и опубликовать несколько статей по военной автомобильной технике.
Но эти строки пишутся не для того, чтобы очернить Армию или Военно-Промышленный
Комплекс. Главное, чтобы те, кто принимает решения - как технические, так и
организационно-экономические, были бы компетентными специалистами и думали в
первую очередь не о собственном кармане, а о нуждах страны. История этому учит,
хотя, к сожалению, негативные примеры можно продолжать очень долго, и не только
по военной автомобильной технике. Почитайте, например, статью
Валерия Васильева
"Работяги фронтового бездорожья"
- полагаю, что читатели сами приведут примеры, когда повторяются ошибки
прошлого, на примере того же
ЗИС-42.
И всё таки я верю - придут ещё и люди, и времена, когда об ошибках мы будем
говорить исключительно в прошедшем времени. И те, кому ещё "нет и двадцати",
будут "не просто интересоваться историей" - будут знать её, чтобы
никогда не повторять хотя бы те ошибки, о которых рассказано выше.
С праздником! С Днем Великой Победы!
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
|
|
|