|
29 мая этого года в Российских Вооружённых Силах отмечался большой юбилей -
100-летие военного автомобилиста. К таким круглым датам принято публиковать
хвалебные материалы, с гордостью рассказывать о самой современной технике и о
высоком профессионализме тех, кто её эксплуатирует и обслуживает. Однако,
реалии нынешнего времени позволяют об этом с гордостью говорить скорее в
прошедшем времени.
Военная автомобильная техника и реформа Вооружённых Сил РФ
Ещё совсем недавно вряд ли кто-то осмелился бы поставить под сомнение слова:
"Несмотря на все трудности становления рыночной экономики, имеются все
основания утверждать, что российские Вооружённые силы будут оснащены самыми
совершенными армейскими автомобилями" (см. статью
В. Васильева
"Надёжная опора оборонного ведомства" в журнале
"Грузовик Пресс"
№2/2006).
Однако, время вносит серьёзные коррективы. За последние три года в российском
Министерстве обороны
почти в полном составе поменялось руководство и началась
реформа Вооружённых Сил. Эта реформа уже вызвала серьёзное обсуждение в
обществе, но о том, как перемены отражаются на эксплуатации и ремонте военной
автомобильной техники (ВАТ), на разработках ВАТ и поставке её в войска,
публикаций крайне мало. И поводов для встреч представителей средств массовой
информации с военными, причастными к ВАТ, не так уж и много. А тут как нельзя
кстати "День военного автомобилиста", да ещё 100-летие...
К сожалению, узнать мнение нынешних военноначальников, отвечающих за ВАТ,
сегодня весьма непросто: многочисленные отставки и реорганизации структуры в
самом Главном автобронетанковом управлении МО РФ (ГАБТУ) и в подчиняющихся ему
частях и учреждениях сделали военных малоразговорчивыми. Организаторы
праздника, который проводился в этом году, сообщили
автору
статьи, что было решено журналистов на торжества вообще не приглашать. Поэтому
информацию о том, как обстоят дела с ВАТ сегодня и о перспективах армейских
автомобилей пришлось узнавать у ветеранов. Ветеранам, которые многое могут
повспоминать из своей прошлой службы, далеко не безразлично как сегодня
продолжают дело, которому они отдали лучшие годы своей жизни!
Чтобы понять, насколько важно значение ВАТ в Российских Вооружённых Силах,
достаточно сказать, что без неё не взлетит ни один самолет, не сможет выйти в
море в полностью боеготовом состоянии ни один корабль, тыловое снабжение войск
будет практически полностью нарушено, а Сухопутные войска, войска ПВО и РВСН не
смогут выполнить поставленные перед ними боевые задачи. Именно поэтому вопросам
развития и совершенствования ВАТ всегда уделялось большое внимание.
Основным заказчиком ВАТ является ГАБТУ, а до 1995 г. - Главное Автомобильное
Управление МО РФ (ГЛАВТУ). Даже в 1990-х гг., когда был тяжелейший период для
наших Вооружённых Сил, руководящий состав ГЛАВТУ / ГАБТУ делал всё возможное и
невозможное, чтобы как минимум сохранить материальную часть, кадры,
производственный и интеллектуальный потенциал, оставшиеся ещё от советского
периода. Многое сделать удалось, несмотря на политику разрушительной
приватизации, осуществленной высшим политическим руководством страны. Более
того, сейчас становятся известны некоторые подробности того периода - сделано
было даже невозможное: разработки новой военной автомобильной техники не только
не прекратились из-за практически полного отсутствия финансирования, но даже
проводились перспективные НИОКР и был сделан определённый задел, который очень
пригодился в середине следующего десятилетия, когда в
России
начался подъём экономики и появились, пусть и небольшие, финансы для закупок
вооружений и военной техники.
Как учреждался праздник
За последние 20 лет одним из знаковых для военных автомобилистов событий стало
объединение ГЛАВТУ и Главного бронетанкового управления МО РФ (ГБТУ) в единую
структуру - ГАБТУ. Наверное, в этом был глубинный смысл, хотя история говорит
об обратном. Ещё во время Великой Отечественной войны выявились существенные
отличия задач, решаемых автомобильной и бронетанковой службами. Отсутствие
эффективности в работе громоздких единых органов автобронетанкового управления,
уделение бронетанковой технике наибольшего внимания, решение проблем
бронетанковой техники в приоритетном порядке в ущерб автомобильной технике
привело к тому, что к середине 1942 г. Красная Армия лишилась необходимого
парка исправных автомобилей. Учитывая плачевное состояние автомобильной
техники, высшее руководство Красной Армии по инициативе Г. К. Жукова
потребовало рассмотрения вопросов разъединения автомобильной и бронетанковой
служб и об объединении руководства автомобильным транспортом и автомобильной
службой. Согласно Постановлению ГКО от 24 ноября 1942 г. № 2337с,
объявленному в приказе НКО от 15 января 1943 г. № 038, было сформировано
Главное Автомобильное Управление Красной Армии. И хотя после войны
автомобильное управление несколько раз реорганизовывалось и менялось его
название, более 50 лет не возникало необходимости объединить танкистов и
автомобилистов в одну структуру. Тем не менее, 2 декабря 1994 г., в
соответствии с приказом Министра обороны РФ № 0024, ГБТУ МО РФ и ГЛАВТУ МО РФ
были переформированы в Главное автобронетанковое управление Министерства
обороны РФ.
Сегодня можно долго рассуждать о положительных и отрицательных сторонах
состоявшегося объединения. Но среди полезного можно отметить рождение праздника
- "Дня военного автомобилиста". Вот что об этом вспоминает генерал-майор
Александр Николаевич Елисеев, д.т.н., академик РАПК, лауреат
Государственных премий РФ, в 1993-2005 гг. Председатель НТК АТ ГАБТУ МО РФ:
"В ГАБТУ проанализировали вопрос о празднике для военных автомобилистов.
Когда был отдельный главк - Главное автомобильное управление, вопрос этот
как-то даже не возникал. А тут нас объединили, у танкистов праздник был - "День
танкиста", а "День автомобилиста" отсутствовал. Это первое. Второе - военный
автомобилист была (да и сейчас остаётся) наиболее массовая профессия в
Вооружённых Силах. 1,5 миллиона была численность личного состава Вооружённых
Сил, а количество автомобилей - 1 миллион, и такая массовая профессия не имела
своего профессионального праздника! По решению Начальника ГАБТУ МО РФ
генерал-полковника Маева Сергея Александровича было подготовлено обращение в
адрес Министра обороны. Активное участие в этом принимал бывший начальник штаба
ГАБТУ Полонский Владислав Александрович (позже он стал начальником ГАБТУ). Было
получено согласие - вопрос этот проработать.
Была создана комиссия по проведению архивных исследований. Когда разобрались
как определяются и назначаются такие даты, оказалось что нужен какой-то
верительный исходный документ, где впервые упоминается военный автомобилист как
специальность. Была создана группа во главе с подполковником Александром
Анатольевичем Грицкевичем, которая долго работала в архивах - в Подольске, в
закрытых архивах ЦК КПСС, был поднят ряд документов. О результатах мы доложили
сначала своему руководству, потом ветеранам - автомобилистам, бывшим
руководителям главков, которые были в то время ещё живы.
Были разные мнения. Были мнения, что давайте "День военного автомобилиста"
праздновать в день когда был произведён первый залп "Катюш" под Оршей. Вроде,
на самом деле это первый военный автомобиль с серьёзным вооружением. Потом была
дата приурочена к "Дороге жизни" на Ладоге. Но нас в Геральдическом управлении
Министерства обороны не поняли, нам сказали: "Это не пойдёт, надо искать
документы другие, где вообще первый раз упоминается военный автомобилист".
Тогда начали снова искать в архивах, и нашли документ, датированный 29 мая
1910 г., о том что в
России
была создана первая военная автомобильная структура, она называлась "Первая
учебная автомобильная рота". Мы представили этот Указ Царя (ксерокопии), и 29
мая приурочили к "Дню военного автомобилиста". Приказом Министра обороны № 100
такой День был учрежден. Потом несколько раз почему-то пытались его упразднить,
но разум восторжествовал".
Итак, в 2000 г, как раз к 90-летию военного автомобилиста, был учрежден новый
праздник. На мой вопрос: "Почему приказ № 100?" - Александр
Николаевич улыбнулся и лаконично ответил: "Будем считать, что так
совпало".
Мероприятия праздника во все годы проводились по-разному, но всегда очень
торжественно. Для главных торжеств определялась воинская часть, подчиненная
ГАБТУ, расположенная либо в Москве, либо в Московском военном округе не очень
далеко от Москвы, например, 21 НИИИ МО РФ, Автобаза Генерального штаба,
Автобаза Министерства обороны, 101-й военный авторемонтный завод, Рязанский
военный автомобильный институт... Как правило, в этих воинских частях
проводились выставки, в том числе самой новой техники, устраивались концерты,
организовывались и технические мероприятия - различные эстафеты, "танцы"
автомобилей на плацу, автокроссы, автопробеги и т.д.
По традиции "День военного автомобилиста" также празднуется во всех округах, на
всех флотах и флотилиях: энтузиастами являлись и являются начальники
автомобильных служб; командующие видов Вооружённых Сил, родов войск, округов
всегда идут навстречу такой инициативе, везде издаются соответствующие приказы
и проводятся праздничные мероприятия. Праздник также отмечают и на предприятиях
промышленности, но только в тех структурах, которые причастны к военным
автомобилистам: на ряде предприятий, выпускающих автомобильную технику для
Вооружённых Сил, работают военные Представительства Министерства обороны РФ, и,
надеюсь, руководители заводов и в этом году не упустили возможность и
поздравили своих партнёров!
Праздник со слезами на глазах
В этом году традицию немного изменили, и на праздник, который проводился 29 мая
в 21 НИИИ МО РФ, вместе с ветеранами автомобильной службы пригласили
руководителей предприятий, которые производят ВАТ. На территории
полигона
в подмосковных Бронницах состоялся демонстрационный показ техники, в том числе
гости праздника могли увидеть военные автомобили и гусеничные транспортёры как
на выставке, так и в движении. Впрочем, гости праздника потом рассказывали, что
не все образцы техники смогли преодолеть препятствия или выполнить необходимые
боевые задачи на показательных выступлениях. И если такие показы предварительно
тщательно репетируются, то что же тогда говорить о выполнении боевых задач в
реальной боевой обстановке?
Я не знаю всех подробностей состоявшегося праздника. Имеются отрывочные
сведения о чём на юбилейном празднике говорили ветераны автомобильной службы с
нынешним руководством ГАБТУ. Вероятно, вспоминали былое и сожалели о том, что в
Вооружённых Силах РФ творится сегодня. Если проблемы последнего десятилетия
прошлого века ещё как-то можно объяснить тяжёлыми условиями разрухи после
развала
СССР
(всем тогда было нелегко), то ситуацию, которая складывается сегодня как с ВАТ,
так и с автомобильной службой, кроме чисто субъективных факторов, объяснить
нечем. Ветераны не говорить об этом не могут!
Вот что рассказывает Александр Елисеев: "Я отдал этому делу почти 40
лет и не понимаю ситуацию, которая [сейчас] сложилась вокруг
автомобильной службы Вооружённых Сил РФ. Военная автомобильная техника - это не
автомобиль, который возит министра, заместителя министра, маршала, генерала, -
это не тот автомобиль! Автомобиль, который на себе несет вооружение или
занимается обеспечением функционирования этого вооружения - то, что стреляет,
то что летает, то что ходит по морям, по воде, под водой, - это является
военным автомобилем! Доля таких автомобилей в Вооружённых Силах, как бы их не
сокращали, в процентном отношении будет составлять около 70%, то есть 70%
автомобилей, которые выполняют или боевые задачи, или задачи боевого
обеспечения. И всё это решалось или обеспечивалось автомобильной службой, где
была система, начиная от Москвы и заканчивая последней воинской частью".
В
СССР
была система подготовки кадров для автомобильной службы очень высокого
квалификационного уровня. Военных автомобилистов готовили в четырёх
автомобильных училищах - Рязанском, Челябинском, Уссурийском и Самаркандском.
Самаркандское училище после развала
СССР
оказалось в другой стране, Уссурийское училище посчитали избыточным для
подготовки специалистов. По словам
Александра Николаевича,
сегодня в
России
ликвидировано даже головное автомобильное училище - Рязанское, где были
сосредоточены лучшие научно-педагогические кадры, научные школы, адьюнктура.
Это означает, что ликвидируются первичные офицерские должности. "Наиболее
массовая профессия осталась без фундаментальной подготовки военных
специалистов. Что, сержант будет этим заниматься? Какой уровень подготовки
этого сержанта должен быть и откуда его брать? Что, от этого количество
дорожно-транспортных происшествий уменьшится? Не уменьшится! Надёжность
выполнения боевых задач улучшится? Не улучшится, она только ухудшится!" -
негодует Александр Елисеев.
"В ГАБТУ функционировали два научно-технических комитета - автомобильной
техники и бронетанковой техники, потом их сложили, а теперь вообще
ликвидировали! - продолжает Александр Николаевич. - Целый
технический "ствол", а это 99% наземного вооружения, [которое] "сидит"
на автомобильных и бронетанковых базовых шасси, остался без научно-технической
поддержки и сопровождения. Сейчас ещё два института - 21-й в Бронницах и 38-й в
Кубинке ликвидируют, - и всё. Вот тогда промышленность заживёт вольготно,
оппонировать промышленности будет некому. Будет уничтожена вся архивная
информационная база, и я не знаю даже как будут дальше развиваться вопросы,
связанные с преемственностью, удастся ли сохранить всё".
Я лишь могу подтвердить опасения Александра Елисеева. Так, по информации
от коллег из других изданий, в 21 НИИИ МО РФ уже начали выбрасывать на свалку
архивы, в том числе отчёты об испытаниях. В этих отчётах - бесценный материал
как для разработчиков и испытателей техники, так и для историков. Чуть более
года назад Президент РФ Дмитрий Медведев обратился к тем, кому сегодня
нет и двадцати, со словами: "...очень важно не просто интересоваться
историей - надо знать её. И не для того, чтобы блеснуть эрудицией в какой-то
компании. Это нужно прежде всего для вашего будущего, а стало быть для будущего
нашей страны. Мы должны сохранить историческую память - нашу с вами
память". Позвольте, а как же историю можно знать, когда следы уничтожаются?
Но историю в первую очередь должны знать те, кто сейчас, что называется, "у
руля" власти, чтобы не совершать ошибок!
Уже пару лет автомобильная общественность говорит о том, что вроде как принято
решение о ликвидации Музея военной автомобильной техники, того что находится в
Рязани (сам музей - в структуре Министерства обороны РФ). А там любой экспонат
уникален, подавляющая часть исторических образцов отечественной ВАТ сохранилась
только в Музее ВАТ. Зарубежные коллекционеры, наверное, уже потирают руки -
скоро их коллекции пополнятся, так как во время любой реорганизации музеи, как
правило, недосчитываются многих единиц хранения. Неизбежно, что кто-то погреет
руки - ведь каждый экспонат Музея ВАТ можно продать за десятки тысяч долларов
США,
а некоторые даже за миллионы! А на чём будет воспитываться подрастающее
поколение в нашей стране?
В первой половине текущего года в российских СМИ и в Рунете
много говорилось о том, что руководство Министерства обороны РФ рассматривает
вопрос о закупке вместо отечественных "Тигров" автомобилей Iveco LMV
аналогичного класса. Заявления Министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и
Начальника вооружений Вооружённых Сил - заместителя Министра обороны РФ
генерал-полковника Владимира Поповкина указывают на то, что может быть
принято решение о замене ВАТ российского производства в наших Вооружённых Силах
техникой иностранного производства. А может быть, такое решение уже принято?
Однако, как показали сравнительные испытания в 21 НИИИ МО РФ,
проходимость итальянской техники оказалась "никакой" по сравнению с продукцией
Арзамасского машиностроительного завода, и об этом также говорили ветераны на
празднике в Бронницах. Были даже призывы провести публичные сравнения "Тигра" и
Iveco LMV прямо на празднике, посвящённом "100-летию военного автомобилиста";
ветераны готовы были сами сесть за руль и испытать обе машины. Впрочем, я
уверен в превосходстве российской военной техники, так как она разрабатывается
по более жёстким требованиям, нежели зарубежная.
Но почему вообще возникают идеи о закупках зарубежной ВАТ для
Российских Вооружённых Сил, если есть наша собственная техника с более высокими
тактико-техническими характеристиками и более дешёвая? Может быть
соответствующим компетентным органам пора рассмотреть вопрос о том, каковы
интересы тех, кто выдвигает такие идеи и принимает решения?
Может быть поэтому на центральных праздничных мероприятиях "Дня военного
автомобилиста" организаторы праздника решили, что средствам массовой информации
не нужно знать мнение ветеранов, чтобы общественность не узнала горькой правды?
Мне искренне не хочется верить в то, что сбудутся самые мрачные предсказания и,
может быть, эта статья заставит руководство страны не только задуматься, но и
предпринять решительные шаги по выправлению ситуации. Иначе на последующих
юбилеях будет некого поздравлять, а на показах будет выставляться автомобильная
техника исключительно зарубежных марок? Или, может быть, автомобильная служба
разваливается специально для того, чтобы упразднить "День военного
автомобилиста"?
Тем не менее, сегодня пока ещё есть и военные автомобилисты, и известна точная
дата их чествования. С праздником всех причастных - как ветеранов, так и тех,
кто сегодня с честью выполняет свой долг перед Родиной! С 100-летием
военного автомобилиста!
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
Когда статья уже была опубликована в журнале
"Коммерческие автомобили + Спецавтотехника"
№7-8(33)
Из многочисленных публикаций в СМИ (одна из первых публикаций в газете
"Коммерсантъ" № 142 (4442) от 06 августа 2010 г.) стало известно о том, что
Министерство обороны РФ приняло на снабжение Вооружённых Сил РФ итальянскую
бронемашину Iveco LMV M65. В тех же публикациях сообщается, что "в ближайшие
годы Минобороны может потратить на закупку бронемашин Iveco российской сборки
около 30 млрд руб." Итак, я лишь с сожалением могу констатировать -
расправившись с гражданским отечественным автопромом, нынешние правители
России
замахнулись на ВАТ. Смею прогнозировать конечный результат: такими темпами к
2020 г. от российской ВАТ ничего не останется. Надежда лишь одна - чтобы этот
прогноз не сбылся...
|
|
|
|
Праздничные мероприятия, посвящённые 100-летию Военного автомобилиста,
проводились в 21 НИИИ МО РФ
|
|
|
|
ВАТ на праздновании 100-летия Военного автомобилиста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показательные выступления военной автомобильной техники на праздновании
100-летия Военного автомобилиста
|
|
|
|
Ветераны автомобильной службы на праздновании 100-летия Военного автомобилиста.
В центре - генерал-полковник Сергей Александрович Маев (начальник ГАБТУ МО РФ в
1996-2004 гг.) с подрастающей "сменой"
|
|
|
|
Генерал-майор Александр Николаевич Елисеев, д.т.н., академик РАПК, лауреат
Государственных премий РФ, в 1993-2005 гг. Председатель НТК АТ ГАБТУ МО РФ
|
|
|
|
На мой вопрос: "Почему приказ № 100?" - Александр Николаевич улыбнулся и
лаконично ответил: "Будем считать, что так совпало".
|
|
|
|
|
|
Седельный тягач
БАЗ-6402-015
в составе пусковой установки зенитно-ракетной системы
|
|
|
|
|
|
|
|
Балластный тягач
БАЗ-6306-012
|
|
|
|
|
|
Опытный образец балластного тягача
БАЗ-6306УМ
|
|
|
|
|
|
Опытный образец ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КС
на опытном образце шасси
БАЗ-6910-021
|
|
|
|
Опытный образец шасси "Урал-Э4320Д-1010-31" с бронированными кабиной и
функциональным модулем, созданный в рамках опытно-конструкторской работы
"Медведь"
|
|
|
|
Александр Елисеев: "Я отдал этому делу почти 40 лет и не понимаю ситуацию,
которая сложилась вокруг автомобильной службы Вооружённых Сил РФ".
|
|
|
|
Музей военной автомобильной техники, г. Рязань, 09 октября 2009 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Тигры" на праздновании 100-летия Военного автомобилиста
|
|
|
|
Iveco LMV
на территории 21 НИИИ МО РФ, г. Бронницы Московской области, 16 октября 2009 г.
|
|
|