|
|
"Мы
должны иметь на российской территории свои конструкторские кадры, своё
производство специальных колёсных шасси под комплексы вооружений. Под все
комплексы вооружений! Посильная ли это задача? - Посильная!"
Генерал-майор
А. Н. Елисеев,
д.т.н., академик РАПК,
лауреат Государственных премий РФ,
в 1993-2005 гг.
Председатель НТК АТ ГАБТУ МО РФ
|
Брянский автомобильный завод (БАЗ)
был создан более 50 лет назад как производитель специальной автомобильной
техники и долгое время являлся одним из самых секретных предприятий в составе
Министерства автомобильной промышленности СССР. Основная продукция предприятия
в 1960-е - 1980-е гг. -
специальные колёсные шасси (СКШ)
для различных ракетных комплексов. В настоящее время предприятие выпускает как
продукцию военного назначения, так и технику для гражданских заказчиков.
ЗАО "БАЗ"
является единственным отечественным предприятием, которое способно
самостоятельно разрабатывать и производить СКШ высокой проходимости для
Вооружённых Сил.
Историческая правда: что имели - не вернуть?
Развитие военной техники, успешные разработки нового ракетного оружия
потребовали создания особого типа военной автомобильной техники (ВАТ) -
специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ). Работы по их созданию в
СССР
были начаты в Москве под руководством
В. А. Грачёва
ещё в середине 1950-х гг. и в дальнейшем лидирующие позиции советские
конструкторы удерживали прочно. В
СССР
существовали одновременно четыре специализированных коллектива
(СКБ ЗИЛа
в Москве,
СКБ-1 и спецпроизводство
МАЗа
в Минске,
КЗКТ
в Кургане и
БАЗ
в Брянске), которые в полной мере удовлетворяли потребности Вооружённых Сил.
Например, объёмы производства СКШТ в Брянске в лучшие времена достигали 1000
единиц в год.
Уникальные характеристики отечественной техники удивляют до сих пор, а наши
вероятные "друзья" настолько боялись, что представители
США
сделали все возможное для уничтожения советских СКШ. Не обошлось без
предательства: ракеты оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) "Ока"
имели дальность менее 500 км, однако
Михаил Горбачёв
подписал с американцами договор о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД),
по которому заодно уничтожили и ракеты комплекса
"Ока",
и четырёхосные корпусные плавающие шасси
БАЗ-6944,
на которых монтировали
пусковые установки ОТРК,
хотя эти ракетные комплексы под действие договора не попадали. Но этим
советские верховодилы не ограничились. Становятся известны вопиющие факты -
после подписания договора РСМД из Москвы на
Брянский автомобильный завод
поступил приказ - уничтожить всю технологическую оснастку, необходимую для
изготовления
БАЗ-6944.
Почему-то сейчас об этом не принято говорить, но я считаю - виновных нужно
наказать!
Потом наступили ещё более тревожные времена. В 1991 г. по вине недальновидных
политиков великая страна развалилась, и так сложилось, что одно из предприятий,
стратегически важное для обороноспособности
России -
МЗКТ
(в 1991 г. был образован и выведен из состава
МАЗа
Минский завод колёсных тягачей)
- стало зарубежным.
Российская Федерация
столкнулась с большими проблемами, так как новое белорусское руководство
потребовало платить конвертируемой валютой за технику производства
МЗКТ.
Наши военные старались от зависимости уйти, для чего в 1993 г. была сделана
попытка заинтересовать новое руководство
КЗКТ
(к тому моменту в результате непродуманной приватизации на предприятии
произошла смена руководителей) в организации производства СКШТ, аналогичных
МЗКТ. В первую очередь предлагалось производить в Кургане шасси для пусковых
установок межконтинентальных баллистических ракет "Тополь" и "Тополь-М",
которые приняты на вооружение ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
Но предложения военных не нашли отклика, и теперь
Россия
пожинает горькие плоды: такого производства у нас нет.
В настоящее время продукция производства
ОАО "Русич"-КЗКТ
военными более не рассматривается для монтажа перспективных вооружений и
военной техники (ВВТ). За прошедшие почти 20 лет с момента развала
СССР
новая техника в Кургане практически не разрабатывалась, иными словами - те
образцы, что сейчас может производить
ОАО "Русич"-КЗКТ,
являются разработками более чем 30-летней давности и по своим характеристикам
ныне не удовлетворяют потребности Вооружённых Сил. Конструкторский коллектив на
КЗКТ
фактически уже не существует, а само предприятие проходит процедуру
банкротства.
На технику
МЗКТ
российские военные в перспективе рассчитывать также не могут. Между
Россией
и
Беларусью
в последние несколько лет перманентно ведутся то газовые, то молочные, то
пивные, то иные экономические войны, и для
России
существует опасность остаться в самый неожиданный момент без критически важных
для обороны классов вооружений.
Следует отметить, что на
ЗИЛе
производства СКШТ, позволявшего осуществлять выпуск для Вооружённых Сил сотен
единиц тяжёлой техники в год, в советские времена не существовало. Ещё в первой
половине 1960-х гг. из Москвы в Брянск передали производство СКШ, разработанных
в
СКБ ЗИЛа.
Неразбериха 1990-х гг. заставила конструкторский коллектив
ЗИЛа
с 1998 г. заняться преимущественно пожарной техникой.
Итак, сегодня в
России
существует лишь одно предприятие, которое может самостоятельно разрабатывать и
производить СКШТ для Вооружённых Сил -
Брянский автомобильный завод.
Основная продукция ЗАО "БАЗ": семейство, возродившее завод
Негативные процессы, происходившие в
России
в 1990-е гг., не обошли стороной и
Брянский автомобильный завод.
Сказать, что в конце прошлого века предприятие переживало очень тяжёлые времена
- значит ничего не сказать. Тем не менее, в Брянске всегда помнили, что у
России
два друга - Армия и Военно-Морской Флот, а политики приходят и уходят.
Ещё в советский период небольшая часть техники, выпущенной заводом, была
направлена в народное хозяйство. В начале 1990-х гг. заводскими специалистами
были проведены анализ результатов использования техники и переговоры с
гражданскими заказчиками, и уже в январе 1992 г. нефтяники выдали
Брянскому автозаводу
техническое задание на разработку шасси с колёсной формулой 8х8. Но ещё раньше
к научно-исследовательской работе над новым семейством СКШТ, получившим
название "Вощина-1", были привлечены военные. Уже 25 февраля 1995 г. из ворот
экспериментального цеха
Брянского автомобильного завода
выехало первое шасси нового семейства.
Время, в которое разрабатывались и изготавливались первые опытные образцы СКШТ
семейства "Вощина-1", было на
БАЗе
самым тревожным. Никто не знал - будет ли вообще предприятие существовать в
дальнейшем и сможет ли освоить серийное производство новой продукции. Понимая,
что наши Вооружённые Силы могут вообще остаться без отечественных колёсных
транспортных средств для тяжёлых вооружений, военное руководство помогало чем
могло. Иногда генералам даже приходилось просить нефтянников размещать заказы
на шасси в Брянске, чтобы хоть как-то поддержать предприятие. Военные всегда
заинтересованы в том, чтобы техника двойного назначения, изначально
разработанная по тактико-техническим заданиям (ТТЗ) Министерства обороны,
находила применение на "гражданке", так как наличие полноприводной техники у
гражданских организаций увеличивает мобилизационные возможности страны, тем
более наличие такой техники как полноприводные СКШТ. А если увеличиваются
объёмы производства, то можно снизить себестоимость изделий и легче решать
проблемы с улучшением качества продукции, в чём заинтересованы все заказчики.
В начале нового тысячелетия на
Брянском автозаводе
произошли изменения, которые дали возможность развивать производство. В 2001 г.
предприятие стало партнёром
Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС),
Брянский автомобильный завод
начал возрождаться. В 2003-2004 гг. СКШТ семейства "Вощина-1" были приняты на
снабжение Вооружённых Сил Российской Федерации. Началось серийное производство
новых СКШТ и поставки их по государственному оборонному заказу. Часть техники,
созданной на базе семейства "Вощина-1", поставляется гражданским заказчикам.
Сегодня в состав семейства "Вощина-1" входят следущие модели:
- СКШ БАЗ-6909 (базовая модель), колёсная формула 8x8.1;
- СКШ
БАЗ-6910
(модель с кабиной увеличенного объёма), колёсная формула 8x8.1;
- специальное крановое шасси
БАЗ-6909.8,
колёсная формула 8x8.1;
- СКШ
БАЗ-69092,
колёсная формула 6x6.1;
- балластный тягач
БАЗ-6306,
колёсная формула 8x8.1;
- седельный тягач
БАЗ-6402,
колёсная формула 6x6.1;
- седельный тягач
БАЗ-6403,
колёсная формула 8x8.1.
Основными особенностями СКШТ семейства "Вощина-1" являются: высокая унификация
всех моделей семейства, независимая торсионная подвеска всех колёс, позволяющая
эксплуатацию с более высокими средними скоростями движения при высокой
комфортности условий работы водителя и экипажа, обеспечивающая лучшую
сохранность дорог и перевозимого груза; колёсные редукторы несоосного типа,
обеспечивающие больший клиренс и, соответственно, проходимость, несмотря на
меньший, чем у полноприводных автомобилей
МЗКТ
и
КЗКТ,
наружный диаметр применяемых шин; осевая нагрузка не превышает 10 т, что делает
возможным их эксплуатацию на всех видах дорог; низкая высота шасси по кабине,
низкая монтажная высота по раме и большая её длина позволяют разместить
крупногабаритное технологическое оборудование, в том числе и над кабиной;
централизованная система регулирования давления воздуха в шинах; система
гидроусиления руля с дублирующим (аварийным) насосом, что повышает безопасность
движения и обеспечивает возможность буксирования с неработающим двигателем; в
систему выхлопа включен моторный замедлитель, что повышает безопасность
движения на длительных спусках; применение в трансмиссии принудительной
блокировки дифференциалов для повышения проходимости; отборы мощности для
привода различного оборудования заказчика; элементы для крепления монтируемого
оборудования на раме и мотоотсеке.
Высокая унификация достигнута за счёт модульного принципа изготовления СКШТ.
Основными модулями являются: рама, опорно-ходовой модуль, мотоотсек и кабина.
Количество осей (от трёх до шести) и их размещение по базе, двигатель (можно
устанавливать моторы семейств
ЯМЗ-849,
ЯМЗ-7511,
8424
и др.), кабина (может устанавливаться как обычная кабина, так и кабина
увеличенного объёма; без бронирования, с локальным бронированием или
бронированная) и длина рамы выбираются исходя из применения и надстройки,
которую требуется установить на СКШ, а для балластных и седельных тягачей -
исходя из массы буксируемого прицепа или полуприцепа соответственно. Из
модулей можно собирать шасси грузоподъёмностью до 45 т под монтаж практически
всех ныне существующих и перспективных ВВТ (кроме пусковых установок
подвижных ракетных комплексов РВСН), балластные тягачи для тяжёлых артсистем
или самолетов и седельные тягачи, которые могут транспортировать полуприцепы
полной массой до 70 т. В семейство "Вощина-1" не входят полноприводные 5-осные
и 6-осные СКШ, но если от Министерства обороны будет заказ, на заводе могут в
сжатые сроки разработать в рамках семейства "Вощина-1" и поставить на
производство такие шасси, удовлетворяющие требованиям военных. Следует
заметить, что для гражданских заказчиков с конца 1990-х гг. поставляются
5-осные
БАЗ-69096
(колёсная формула 10x8.1) и 6-осные
БАЗ-69099
(колёсная формула 12x12.1), созданные на базе моделей семейства "Вощина-1",
однако пока военными 5- и 6-осные модели не востребованы, хотя есть что
монтировать!
Следует отметить, что для транспортирования ВВТ в Вооружённых Силах СССР широко
применялись автомобили Кременчугского автозавода (КрАЗ-260 и модификации). Так
как в начале 1990-х гг.
Украина
стала независимым государством, ещё при подготовке ТТЗ на разработку СКШТ
семейства "Вощина-1" наши военные специалисты предвидели негативное развитие
взаимоотношений с соседней, тогда ещё дружественной нам страной, и постарались
уйти от политической нестабильности и экономической зависимости. Сегодня СКШТ
семейства "Вощина-1" могут полностью заменить армейские тягачи КрАЗ, которые не
поставляются в
Россию
с 1994 г. и постепенно выводятся из состава Вооружённых Сил РФ. Но самое
главное - СКШТ семейства "Вощина-1" могут уже сейчас полностью заменить технику
МЗКТ
(МАЗ-543,
МЗКТ-7930
и их модификации) и
КЗКТ
(МАЗ-537,
КЗКТ-7428
и их модификации).
Для различных вооружений и военной техники
Сегодня СКШТ семейства "Вощина-1" используются под монтаж различных объектов
вооружения. Из наиболее известных можно назвать использование седельных тягачей
БАЗ-6402
в составе зенитно-ракетных систем (ЗРС) С-300 и С-400. Пусковые установки,
буксируемые
БАЗ-6402,
неоднократно показывались публично и даже участвовали в военных парадах на
Красной площади в Москве.
Седельный тягач
БАЗ-6403
предназначен для буксирования специальных полуприцепов полной массой до 70 т по
всем видам дорог и местности и полуприцепов полной массой до 90 т по дорогам с
твёрдым покрытием и улучшенным грунтовым дорогам.
БАЗ-6403
может применяться как для перевозки тяжёлой военной техники, так и для
буксирования специальных изделий из состава ЗРС С-300 и С-400.
Балластные тягачи
БАЗ-6306
применяются для буксирования артиллерийских систем 2А36 "Гиацинт-Б", а также
могут использоваться в составе ЗРС С-300 и С-400 для буксирования прицепных
систем энергоснабжения. В 2005 г. была разработана
комплектация балластного тягача с кабиной увеличенного объёма,
чтобы в ней мог разместиться артиллерийский расчёт. Для буксирования самолетов
на аэродромах была разработана специальная комплектация тягача
БАЗ-6306-014,
на котором установлены дополнительно передняя тяговая вилка, дополнительное
зеркало на кабине для контроля сцепки, фара-искатель установлена сбоку кабины.
Тягач
БАЗ-6306-014
оснащён укороченной платформой без тента, надставных решёток, скамеек и
передвижного борта для крепления грузов. В 2009 г. пять таких тягачей были
поставлены в ВВС Российской Армии.
СКШ БАЗ-6909 применяется для монтажа кузова-фургона типа К6909 (используется
для размещения оборудования различного назначения), для монтажа
радиолокационных модулей различного диапазона радиолокационного комплекса
"Небо-М", для монтажа оборудования самоходной огневой установки зенитного
ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С" (опытный образец шасси успешно прошёл
Государственные испытания), для монтажа оборудования самоходной пусковой
установки ЗРС "Триумфатор-М" (изготовлен опытный образец шасси).
СКШ
БАЗ-69092
применяется в радиолокационном комплексе "Гамма-С" для монтажа
многофункциональной РЛС и командного пункта. Комплектация
БАЗ-69092-021,
оснащённая грузовой платформой, применяется для буксирования дизельных
электростанций из состава ЗРС С-300 и С-400.
СКШ
БАЗ-6910
применяется для монтажа кузова-фургона типа К6910 (предназначен для размещения
оперативного состава командных пунктов управления и других целей), для монтажа
оборудования антенно-подъёмных модулей комплекса радиотехнической разведки
"Сбор-1" и других аналогичных изделий, для размещения оборудования
ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КС,
для размещения оборудования станции радиоэлектронной борьбы.
Специальное крановое шасси
БАЗ-6909.8
предназначено для монтажа крановой установки крана производственно-технического
назначения
КС-6973БМ-У1
грузоподъёмностью 50 т. Автокраны на шасси
БАЗ-6909.8 (8х8)
серийно производятся с 2007 г. и закупаются инженерными войсками, войсками ПВО
ВВС и ВМФ Вооружённых Сил РФ. Крановая установка дооборудована в соответствии с
требованиями для работы с разрядными грузами.
Экспортный потенциал отечественных шасси и тягачей
К сожалению, за годы, прошедшие с момента развала
СССР,
ряд связей с предприятиями военно-промышленного комплекса
Брянский автозавод
потерял, а процесс восстановления контактов оказался более длительным и
трудным, чем это представлялось изначально.
МЗКТ
за счёт более грамотной промышленной политики, проводимой руководством
Республики Беларусь,
смог не только сохранить свой кадровый и производственный потенциал, но и сумел
получить в конце 1990-х гг. выгоднейшие заказы от предприятий российского ВПК.
Ещё десять лет назад некоторые готовы были вычеркнуть
БАЗ
из состава действующих предприятий; были нарекания на низкое качество брянских
СКШТ, поэтому российские производители ВВТ отдавали предпочтение технике из
Минска. Например, для модернизированного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК)
"Печора-2М" и для ЗРК "Тор-М2Э", которые предназначены для поставок
исключительно на экспорт, на
МЗКТ
были разработаны полностью новые СКШ.
Двух- и трёхосные шасси для ЗРК "Печора-2М" разрабатывались в конце 1990-х
гг. Заказчик (по некоторым данным, это был
Египет)
попросил применить для всех машин комплекса транспортную базу одного
производителя. В то время
Брянский автозавод
вряд ли мог произвести шасси в необходимых количествах в сжатые сроки. Так как
головным разработчиком ЗРК является российско-белорусское
ОАО "Оборонительные системы",
использование шасси МЗКТ тогда было оправдано. Сегодня ЗРК "Печора-2М", который
является глубокой модернизацией советского ЗРК С-125, востребован многими
государствами (в российских ПВО ЗРК С-125, разработанный ещё в 1960-е гг., уже
заменён более современными ЗРС), и производится его постоянная модернизация.
Есть вероятность, что СКШТ семейства "Вощина-1" могут быть включены в состав
комплекса, тем более что его разработчики рассматривают возможности применения
более дешёвых шасси, нежели МЗКТ.
Но это вооружение не предназначено для
России.
Однако существует ещё очень много комплексов вооружений, используемых в
Вооружённых Силах РФ, в составе которых применяются шасси МЗКТ. Например,
реактивные системы залпового огня (РСЗО) "Смерч", ОТРК "Искандер", береговые
ракетные комплексы "Бал", ЗРС "Фаворит" и др.
Следует особо упомянуть об ОТРК "Искандер". Это название в последнее время
очень часто мелькает в новостях в связи с нашим возможным ответом на действия
США
по размещеню системы ПРО в странах Евросоюза (то говорят, что мы в ответ на
американские перехватчики в
Польше
разместим "Искандеры" в Калининградской области, то руководство Приднестровья
предлагает разместить "Искандеры" у них в ответ на заявления румынского
руководства). Однако, не вспоминают о шасси, на которых смонтирована пусковая
установка ОТРК "Искандер". К сожалению, это белорусские
МЗКТ-7930.
Но ещё в конце 1980-х гг. в Брянске изготовили опытные образцы СКШ БАЗ-69502
для пусковой установки и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) ракетного
комплекса "Искандер", причём как минимум одна опытная пусковая установка была
изготовлена "в металле" на брянском шасси. Несмотря на наличие российского
шасси, все опытно-конструкторские работы (ОКР) по этому комплексу уже после
развала
СССР
проводились с использованием импортных, то есть белорусских СКШ. Теперь мы
пожинаем плоды - российское предприятие лишилось выгодного заказа. Поправить
ситуацию можно, но для этого нужны денежные средства, в том числе кто-то должен
оплатить стоимость ракет, которые должны быть израсходованы в ходе
испытательных пусков. Не следует забывать, что после того как в "лихие" 1990-е
государство бросило
Брянский автозавод
на произвол судьбы, предприятие стало коммерческим, получило значительные
инвестиции от
НАМС.
Теперь без заказа со стороны военных, то есть себе в убыток,
БАЗ
проводить работы уже не может.
Во второй половине 1980-х гг. в войска начала поступать РСЗО "Смерч", в которой
для боевых машин (БМ) РСЗО используются СКШ
МАЗ-543М,
а для ТЗМ -
МАЗ-543А.
С момента принятия на вооружение РСЗО "Смерч" прошло более 20 лет, и,
естественно, требуется модернизация используемых шасси. В настоящее время в
РСЗО используются СКШ
МЗКТ-7930,
но четырёхосные СКШ семейства "Вощина-1"
(БАЗ-6909,
БАЗ-6910)
могут полностью заменить минские шасси. Директор департамента военной и
специальной техники
НАМС
Виктор Бутко
так прокомментировал сложившуюся ситуацию: "Размещение РСЗО на минских шасси
- это свершившийся факт. Решение по выбору транспортной базы под РСЗО
принималось во времена, когда шасси семейства "Вощина-1" на
Брянском автозаводе
находились в стадии разработки. Сейчас для пересмотра транспортной базы под
серийные РСЗО необходимо решение заказчика. На
ЗАО "БАЗ"
определённые работы на уровне эскизного проектирования проведены". Но будет
совершенно необъяснимо, если в составе новых модификаций РСЗО "Смерч" станут
применять шасси
МЗКТ-7930,
тогда как можно использовать шасси российского производства. Впрочем, сегодня
ОАО "Мотовилихинские заводы"
(г. Пермь) - производитель БМ и ТЗМ для РСЗО - вовсю рекламирует БМ РСЗО
"Смерч" на чешских шасси
"Tatra"...
Есть также проблемы с военной техникой, в которой изначально использовались СКШ
Брянского автозавода.
Для БМ РСЗО "Ураган" ещё в 1974 г. в Брянске начали производить СКШ
135ЛМП
(скорее всего буква "П" появилась в индексе потому, что заказывались шасси для
боевых машин заводом, находящимся в Перми). В первой половине 1990-х гг.
производство СКШ
135ЛМП
было прекращено. В конце 1990-х гг.
ФГУП "ГНПП "Сплав"",
г. Тула (головное российское предприятие по РСЗО) предлагало провести глубокую
модернизацию имевшихся в войсках СКШ
135ЛМП
с заменой двухдвигательных бензиновых силовых установок на однодвигательные
дизельные, с заменой кабин и т.д. Но такие работы по трудоемкости и стоимости
(с учётом уровня износа техники) значительно сложнее и не намного дешевле
изготовления новых образцов СКШ семейства "Вощина-1" (при серийном
производстве). Поэтому специалистами
Брянского автозавода
было предложено провести работы по размещению изделия на новом шасси
БАЗ-69092.
В настоящее время имеется достаточно проработанный вариант шасси
БАЗ-69092
для БМ РСЗО "Ураган-1М", но в металле образцы не изготавливались. Работы не
окончены, хотя готовность к сотрудничеству у
Брянского автозавода
с
ФГУП "ГНПП "Сплав""
есть.
В последнее время для поставки на экспорт ряд отечественных вооружений
предлагается на зарубежных шасси. Например, уже упоминавшаяся РСЗО "Смерч"
(применяются чешские шасси "Tatra" или белорусские шасси МЗКТ) или зенитный
ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-С" (предлагается на немецких шасси MAN).
Есть надежда, что
ФГУП "Рособоронэкспорт"
сможет заинтересовать зарубежных заказчиков в приобретении российской военной
техники, смонтированной не на зарубежных шасси, а на российских. Это в
значительной мере позволило бы решить указанные выше проблемы. "Шасси и
тягачи
Брянского автозавода
имеют большой экспортный потенциал, как в составе образцов вооружения, так и
отдельные поставки балластных и седельных тягачей", - говорит Виктор Бутко.
Одна из комплектаций седельного тягача
БАЗ-6402-013
являлась экспортной и поставлялась в составе ЗРС С-300ПМУ2 в
Китай
в 2006-2008 гг. Заменить российский тягач на какой-либо иной (например,
китайского производства) невозможно, так как часть оборудования ЗРС монтируется
на самом тягаче. По сведениям, имеющимся у
автора
статьи, в целом отзывы об эксплуатации тягачей
БАЗ-6402,
поставленных на экспорт, положительные.
Нужно учитывать также, что на заключение новых выгодных экспортных контрактов
влияет наличие сервисной сети за рубежом, и этому специалисты
Брянского автозавода
постараются уделять больше внимания. За более чем 40-летний срок поставок
военной техники на шасси БАЗ в различные страны накоплен богатейший опыт
эксплуатации и ремонта у инозаказчика. Так что можно утверждать: эта проблема
будет успешно решена.
Новые разработки: на ближайшую и среднесрочную перспективу
Дальнейшим развитием СКШТ должно было стать семейство "Вощина-2", в рамках
которого разрабатывались СКШ с колёсными формулами 8x8.1, 10x10.1 и 12x12.1 и
седельные тягачи с колёсными формулами 8x8.1 и 10x10.1. Целью
опытно-конструкторской работы являлось создание образцов, оснащённых
гидромеханическими трансмиссиями, бортовыми информационно-управляющими
системами, повышение уровня защищённости, подвижности и других технических и
эксплуатационных характеристик. К сожалению, и так небольшое финансирование по
теме "Вощина-2" в октябре 2008 г. Главное автобронетанковое управление
Министерства обороны РФ (ГАБТУ МО РФ) прекратило, а денежные средства, по
имеющимся у
автора
сведениям, переданы... на
"КАМАЗ"
для проведения научно-исследовательской работы по специальным колёсным шасси
грузоподъёмностью более 40 т.
Брянскому автозаводу
военные порекомендовали профинансировать работы по созданию семейства
"Вощина-2" за свой счёт, при этом никто не говорил будет ли от военных заказ на
такие шасси и тягачи.
Несмотря на такие неприятности, в Брянске руки не опустили и продолжают
совершенствовать свои модели. В настоящее время ведутся интенсивные
опытно-конструкторские работы по созданию модифицированных седельных тягачей
(первый из них будет иметь обозначение
БАЗ-6403.01).
Новые тягачи будут отличаться от модели
БАЗ-6403,
принятой на снабжение Вооружённых Сил в 2008 г., увеличенной габаритной
шириной, увеличенной колеей, оборудованием заказчика, а также размещением
сцепного устройства. Эти тягачи будут промежуточными образцами, то есть уже не
"Вощина-1", но ещё не "Вощина-2". Как сообщила пресс-служба
НАМС,
разработка
БАЗ-6403.01
ведётся по заказу
ГСКБ "Алмаз-Антей"
в интересах
ЦКБ "Титан",
НИИИРТ
под монтаж нового семейства вооружений. Изготовление и испытания
БАЗ-6403.01
запланированы на 2010 г.
В 2003 г.
Брянским автозаводом
проводились работы по созданию 5-осных СКШ для зенитно-ракетной системы
С-300ВМК, но дальше разработки эскизного проекта дело тогда не пошло. Решается
вопрос о том, чтобы реанимировать проект по новым пятиосным полноприводным
шасси, поэтому в семействе СКШТ
Брянского автозавода
можно ожидать пополнения.
Военные вспомнили и о корпусных шасси. На выставке "Тыл и снабжение Вооружённых
Сил", которая проходила в Москве в ноябре 2009 г., на стенде Железнодорожных
войск был представлен планшет с кратким описанием плавающего самоходного копера
ПСК-М
(подпись гласила, что это разрабатываемая техника).
ПСК-М
предназначен для забивки свай на суше или воде. На представленных схемах
угадывались контуры плавающего СКШ
БАЗ-6944,
тех самых, что были уничтожены по договору РСМД (вот когда пригодилась бы эта
техника!). Работы по корпусному СКШ для нового плавающего самоходного копера
ведутся в настоящее время.
Однако, на
Брянском автозаводе
уже имеются планы по разработке совершенно нового корпусного шасси, которое
может составить достойную конкуренцию белорусским корпусным СКШ (различные
модификации МЗКТ-6922 ныне предлагаются для использования в составе экспортных
российских ЗРК "Тор-М2Э", "Бук", а также белорусского ЗРК "Оса-1Т"). Не
исключено, что новое российское корпусное шасси будет плавающим
(МЗКТ-6922
не умеет плавать), что может быть востребовано в народном хозяйстве, например,
в МЧС (особенно пригодится во время спасательных операций в случае наводнений)
и Роскосмосе (для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов). Уверен - наши
конструкторы могут разработать лучшую технику в мире! Новое корпусное шасси
нужно не только Вооружённым Силам РФ и гражданским заказчикам, оно также может
поставляться различным зарубежным клиентам.
Последние несколько лет доказали всем:
Брянскому автомобильному заводу
по силам решать самые сложные задачи в области разработки и производства СКШТ.
Это означает, что обороноспособность
России
будет на необходимом уровне!
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
Редакция Автокаталога
www.autocatalogue.ru
выражает благодарность Заместителю Главного конструктора
ЗАО "БАЗ"
Дмитрию Колесникову
и пресс-службе
НАМС
за помощь, оказанную при подготовке этой статьи.
Когда статья уже была написана
Стало известно о том, что в марте текущего года было зарегистрировано
ОАО "БЗКТ Алмаз-Антей",
которое является совместным предприятием
ЗАО "БАЗ"
и
Концерна ПВО "Алмаз - Антей".
Генеральным директором совместного предприятия назначен
Соболев Виктор Михайлович.
По имеющейся у
автора
информации, разработка и производство военных СКШТ будут полностью переданы во
вновь образованное предприятие. Рассматриваются вопросы об использовании
отечественных СКШТ в составе перспективных российских комплексов и систем
противовоздушной и противоракетной обороны и о постепенном исключении из
состава ПВО ВВС и ПВО Сухопутных войск СКШТ производства
МЗКТ.
|
|
|
 |
Пусковая установка беспилотного летательного аппарата "Рейс" на
шасси 135МБ
|
|
|
 |
Первый образец шасси БАЗ-937,
1968 г.
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
Боевая машина
9П140
из состава реактивной системы залпового огня 9К57 "Ураган", шасси
135ЛМП
|
|
|
 |
Боевая машина
9А33БМ2
(шасси
БАЗ-5937),
входящая в состав зенитно-ракетного комплекса 9К33М2 "Оса-АК"
|
|
|
 |
Самоходная пусковая установка тактического ракетного комплекса Сухопутных войск
"Точка" на шасси
БАЗ-5921
|
|
|
 |
|
 |
Опытные образцы СКШ БАЗ-6944
на испытаниях
|
|
|
 |
|
 |
Пусковая установка 9П71
(шасси
БАЗ-6944)
из состава ОТРК 9К714 "Ока" в экспозиции Центрального музея Вооружённых Сил
|
|
|
 |
Опытный образец БАЗ-69481 (БАЗ-6944М)
|
|
|
 |
Опытный образец БАЗ-69481М,
1987 г.
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
Балластный тягач
БАЗ-6953
|
|
|
 |
|
 |
Опытный образец специального колёсного шасси БАЗ-6954,
1990 г.
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
СКШ
БАЗ-69096
(10x8), с 1998 г.
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
СКШ
БАЗ-69099 (12х12),
с 1999 г.
|
|
|
 |
Первый опытный образец БАЗ-6402,
1997 г.
|
|
|
 |
Опытный образец
БАЗ-6306,
2000 г.
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
Второй опытный образец седельного тягача БАЗ-6402,
2000 г.
|
|
|
 |
Опытный образец БАЗ-6910
с кузовом-фургоном
К6909Д,
2001 г.
|
|
|
 |
Опытный образец специального колёсного шасси БАЗ-6910-011,
комплектация для размещения пункта боевого управления, 2006 г.
|
|
|
 |
Опытный образец ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КС
на опытном образце шасси
БАЗ-6910-021
|
|
|
 |
|
 |
Балластный тягач
БАЗ-6306-011
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
Балластные тягачи
БАЗ-6306-012
|
|
|
 |
|
 |
Балластный тягач
БАЗ-6306У
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
Седельный тягач
БАЗ-6402,
с 2003 г.
|
|
|
 |
|
 |
Унифицированная радиолокационная станция разведки наземных движущихся целей
1Л268 "Кредо-1С"
на шасси
БАЗ-5921
|
|
|
 |
Крановое шасси
БАЗ-6909.8,
с 2005 г.
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
Кран
"ИВАНОВЕЦ" КС-6973БМ-У1
на шасси
БАЗ-6909.8
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
Опытный образец седельного тягача
БАЗ-6403-012,
2007 г.
|
|
|