|
На предстоящем Международном авиационно-космическом салоне мы сможем увидеть
седельный тягач
БАЗ-6402,
который входит в состав унифицированного семейства автомобилей двойного
назначения "Вощина-1". И хотя тягач этой модели не является новинкой, он
занимает достойное место в рядах наших Вооружённых Сил.
Напомним, что разработка унифицированного семейства специальных колёсных шасси
(СКШ) и колёсных тягачей 4-го поколения "Вощина-1" началась в июне 1993 г. по
заказу Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Министерства обороны
Российской Федерации. Изначально тактико-техническое задание (ТТЗ) было
согласовано с заинтересованными в разработке генеральными заказчиками
вооружений и военной техники - ВВС (ПВО), ГРАУ МО, ВМФ, РВСН и ряда других. Уже
25 февраля 1995 г. из ворот экспериментального цеха
Брянского автомобильного завода
выехало первое шасси нового семейства
БАЗ-69091,
а чуть позже были изготовлены ещё два опытных образца шасси -
БАЗ-6909
и
БАЗ-69092.
Разработка седельного тягача
БАЗ-6402
началась в НТЦ
завода
лишь в 1996 г.,
первый опытный образец БАЗ-6402
появился в 1997 г. и, таким образом, этот автомобиль стал четвёртым
представителем семейства "Вощина-1". Это время на заводе было одно из самых
тревожных - завод проходил процедуру банкротства, и в 1997 г. поменялись
Генеральный директор и Главный конструктор
ОАО "БАЗ".
Новым Главным конструктором предприятия вместо
Виктора Павловича Трусова
с 1997 г. был назначен
Юрий Андреевич Шпак,
который и является Главным конструктором седельного тягача
БАЗ-6402.
Следует отметить, что для транспортирования вооружения и военной техники в
Вооружённых Силах СССР широко применялись автомобили
Кременчугского автозавода.
В частности, в войсках противовоздушной обороны (ПВО) страны ещё с 1960-х гг.
использовались седельные тягачи КрАЗ - например, для транспортно-заряжающей
машины зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-200 и для пусковой установки
зенитно-ракетной системы (ЗРС) С-300П. Так как в начале 1990-х гг.
Украина
стала независимым государством, ещё при подготовке ТТЗ на разработку СКШ и
колёсных тягачей "Вощина-1" наши военные специалисты предвидели негативное
развитие взаимоотношений с соседней, тогда ещё дружественной нам страной и
постарались уйти от политической нестабильности и экономической зависимости.
Как это пригодилось сегодня! В техническом плане ширина рамы по вертикальным
наружным полкам лонжеронов новых шасси и тягачей была уменьшена до 620 мм, что
обеспечило выполнение габаритной ширины техники семейства "Вощина-1" примерно
равной габаритной ширине автомобилей КрАЗ. Кстати, автомобили КрАЗ в Российскую
армию не поставлялись после 1994 г., и им потребовалась срочная замена.
Итак,
первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402
был изготовлен в июле 1997 г. и стал, как отмечается в
пресс-релизе
первым в истории
завода
седельным тягачом. Впрочем, отдельные работы в области седельных тягачей на
БАЗе
осуществлялись и ранее. В 1970 г. начались доводка и освоение серийного
производства специального длинно-базового автопоезда с активным полуприцепом
ЗИЛ-137-137Б
(колёсная формула 10x10), разработчиком которого был
Завод имени Лихачёва (ЗиЛ),
а в 1980 г. был изготовлен опытный образец аналогичного автопоезда
БАЗ-3405-9366
(другое обозначение -
БАЗ-137-137М).
В обоих этих активных автопоездах использовались седельные тягачи,
изготовленные на базе узлов и агрегатов ЗИЛ-131. Но седельный тягач
БАЗ-6402
является полностью собственной разработкой
Брянского автозавода.
Первый опытный образец БАЗ-6402
был трёхосным седельным тягачем с колёсной формулой 6х6, с нагрузкой на
седельно-сцепное устройство до 11,5 т. На этом образце, в отличие от всех
остальных машин семейства, установили оригинальную раму с лонжеронами
Z-образного листового профиля толщиной 10 мм, без традиционных поперечин.
Поперечины рамы, кроме первой и последней, были выполнены из труб, к которым
приваривались литые кронштейны. Крепление поперечин осуществлялось болтовыми
соединениями. В процессе проведения предварительных (заводских) испытаний
(пробег 5000 км) были обнаружены трещины на кронштейнах поперечин. При
подготовке седельного тягача к приёмочным испытаниям, усилили конструкцию
кронштейнов поперечин, что обеспечило работоспособность рамы. Однако в
дальнейшем такая конструкция на шасси и тягачах семейства не применялась. После
доработок
первый опытный образец БАЗ-6402
был направлен на госиспытания в
21 НИИИ МО РФ.
Второй опытный образец БАЗ-6402
был изготовлен в 2000 г. В него были внесены изменения по результатам испытаний
первого опытного образца
и учтены появившиеся к тому времени дополнения к ТТЗ на опытно-конструкторские
работы. Тягач был направлен в 21 НИИИ МО РФ, где прошёл специспытания по
определению возможности использования в составе зенитно-ракетных комплексов
семейства С-300. Как и
первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402,
второй опытный образец
был изготовлен в одном экземпляре. Внешне он сразу отличался конструкцией крыши
кабины, но были и другие отличия:
- применена сварная (типовая для БАЗ) рама взамен использованной на первом
образце рамы с трубчатыми поперечинами и их болтовыми соединениями с
лонжеронами;
- установлена измененная кабина с повышенной стойкостью к воздействию внешних
факторов;
- изменено место установки и конструкция держателя запасного колеса;
- изменена конструкция оперения и проведены некоторые мелкие доработки.
По требованиям ПВО ВВС и ГАБТУ МО РФ для включения седельного тягача
БАЗ-6402
в составе пусковой установки ЗРК С-300ПМУ вместо тягача КрАЗ без доработок
оборудования, установленного на полуприцепе пусковой установки, совместно с
ОАО "Автодизель"
и
Тутаевским моторным заводом (ТМЗ)
были проведены мероприятия по разработке и освоению серийного производства
новой модификации коробки передач
ЯМЗ-2394
с несоосным выходным фланцем, что позволило опустить раздаточную коробку и
исключить возможность вредного контакта полуприцепа с раздаточной коробкой при
максимальных углах складывания.
БАЗ-6402
прошёл приёмочные испытания, был принят на снабжение ВС РФ в 2003 г., и с того
же года начато его серийное производство. Седельный тягач
БАЗ-6402,
на сегодняшний день являющийся самым востребованным представителем семейства
"Вощина-1" и одной из наиболее успешных моделей в линейке завода, поставляется
в составе различных ЗРС на экспорт и по государственному оборонному заказу.
Седельные тягачи
БАЗ-6402
применяются в составе ЗРС, например, под монтаж пусковых установок и
транспортных машин ЗРС С-300 и С-400.
Благодаря полному приводу (6х6), независимой подвеске, шинам с регулируемым
давлением воздуха, тягачи обладают высокой проходимостью и способны
передвигаться по дорогам всех категорий и бездорожью. Подвеска для колёс первой
оси независимая, торсионная, для второй и третьей осей - комбинированная,
независимая, одноторсионная для нижних рычагов и балансирно-рессорная для
верхних рычагов, без амортизаторов. На тягачах установлен многотопливный
двигатель
Ярославского
или
Тутаевского
моторных заводов. Трансмиссия механическая с девятиступенчатой КП типа
ЯМЗ-2394
или
ЯМЗ-2395,
с мостовой схемой раздачи мощности по колёсам. Рама лестничного типа,
лонжеронная, с лонжеронами Z-образного типа, сварная. Кабина каркасно-панельная
металлическая, закрытого типа, с двумя дверями для посадки экипажа и
командирским люком.
Тягач
БАЗ-6402
рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -50° до
+50°С, относительной влажности до 98% при 25°С, запыленности воздуха до 2,0
г/м3, в районах, расположенных на высоте до
4500 м и при преодолении горных перевалов до 4650 м над уровнем моря.
БАЗ-6402
может развивать скорость до 80 км/ч и преодолевать брод глубиной 1,4 м.
Минимальный радиус поворота составляет 13 м, запас хода по контрольному расходу
топлива одиночного тягача - 1000 км. Машина приспособлена для перевозки
транспортными самолетами Ан-22, Ан-124, Ил-76. Дополнительное оборудование
тягача всех комплектаций включает комплект специальной обработки БКСО,
светозащитные шторы окон кабины, фильтро-вентиляционную установку ФВУА-100А-24.
БАЗ-6402
предназначен для буксирования полуприцепов полной массой до 32,7 т, в том
числе:
- для буксирования полуприцепов
ЧМЗАП-93867
и
ЧМЗАП-93856;
- для буксирования пусковых установок 5П85Т различных модификаций ЗРС С-300,
С-400;
- для буксирования пусковых установок 5П90ТМУ ЗРС С-400;
- для буксирования транспортных машин 5Т58 различных модификаций ЗРС С-300,
С-400;
- для буксирования надставок вышек 40В6, 40В6М, 40В6М-Р, 40В6-Р-01 из состава
систем С-300, С-400;
- для буксирования агрегата автоматизированного подъёма СМ-727 комплекса РТР
"Тиса-1М".
Ведутся работы по включению тягачей в состав других комплексов вооружения.
Следует отметить, что на
Брянском автозаводе
постоянно проводится совершенствование конструкции. Ещё не так давно в
тактико-технических характеристиках седельного тягача
БАЗ-6402
приводились несколько иные данные - допустимая полная масса буксируемого
полуприцепа по всем видам дорог и местности составляла до 28 т, а по дорогам с
твёрдым покрытием и улучшенным грунтовым - до 29,5 т. И вот теперь в
официальном
пресс-релизе
указано: до 32,7 т. О конструктивных изменениях, которые позволили увеличить
допустимую полную массу буксируемого полуприцепа, редакция постарается узнать в
ходе "МАКС-2009".
В настоящее время серийно производятся следующие комплектации
БАЗ-6402:
- БАЗ-6402-012
- оснащается дизельным двигателем с турбонаддувом
ЯМЗ-849.10
мощностью 500 л.с. Снаряжённая масса тягача - 16,3 т. Количество мест в кабине
- 3. Дополнительное оборудование тягача включает комплект противорадиационных
экранов кабины. Применяется для буксирования надставки вышек 40В6 и её
модификаций;
- БАЗ-6402-015
- оснащается дизельным двигателем с турбонаддувом
ТМЗ-8424.10-033
мощностью 470 л.с. Снаряжённая масса тягача - 16,7 т. Количество мест в кабине
- 2. Вместо центрального сидения предусмотрена установка оборудования
комплекса. Применяется для буксирования изделий
5П85Т
и
5Т58.
Вариант для поставки в ВС РФ.
Ещё по одной комплектации
БАЗ-6402-011
ведутся опытно-конструкторские работы. В оснащение должен входить дизельный
двигатель с турбонаддувом
ТМЗ-8424.10-033
мощностью 470 л.с. Снаряжённая масса тягача составит 16,0 т. Количество мест в
кабине - 3. Этот седельный тягач предназначен для буксирования агрегата
СМ-727.
Ранее серийно производились седельные тягачи экспортной комплектации -
БАЗ-6402-013.
Это вариант тягача для поставок в составе системы С-300ПМУ2 в
Китай,
применяется для буксирования изделий 5П85ТЕ2 и 5Т58Е.
БАЗ-6402-013
аналогичен
БАЗ-6402-015,
но в дверях вместо неоткидываемых пулестойких стёкол установлены окна с
откидывающимися форточками.
БАЗ-6402
- гордость
Брянского автомобильного завода
- был представлен на московском военном параде в честь Дня победы в 2009 г. в
составе современной пусковой установки зенитно-ракетной системы С-400 "Триумф".
9 мая 2009 г. 4 буксируемые пусковые установки на шасси
БАЗ-6402-015
прошли по Красной площади в колонне колёсных зенитно-ракетных систем.
Но
БАЗ-6402
- это не единственная модель седельных тягачей, разработанных на
Брянском автозаводе.
В 2000 г. в единственном экземпляре был изготовлен четырёхосный седельный тягач
БАЗ-6403-011
для колтюбинговой установки. Этот тягач не входит в состав семейства
"Вощина-1", но при его разработке применялись решения, узлы и агрегаты
семейства "Вощина-1". К сожалению, народно-хозяйственное направление пока не
получило дальнейшего развития, хотя в 2003 г. был изготовлен трубоплетевозный
автопоезд
БАЗ-64031
с прицепом-роспуском
БАЗ-9049.
Но к четырёхосным седельным тягачам в Брянске вернулись в рамках военной
тематики, изготовив в 2007 г. опытный образец четырёхосного седельного тягача
БАЗ-6403-012,
который прошёл приёмочные испытания и в прошлом году тягачи
БАЗ-6403
приняты на снабжение Вооружённых Сил РФ. Тягач
БАЗ-6403
предназначен для буксирования специальных полуприцепов полной массой до 60 т по
всем видам дорог и местности и полуприцепов полной массой до 70 т по дорогам с
твёрдым покрытием и улучшенным грунтовым дорогам. Имеются две комплектации
военного назначения -
БАЗ-6403-012
и
БАЗ-6403-015,
отличающиеся только типом и способом установки седельно-сцепных устройств, но
тягачи последней комплектации пока не изготавливались.
Дальнейшим развитием должно стать семейство "Вощина-2", в рамках которого
разрабатываются седельные тягачи
БАЗ-7419
с колёсной формулой 8x8.1 и
БАЗ-74191
с колёсной формулой 10x10.1. В книге "Этапы большого пути", изданной к 50-летию
Брянского автозавода
(юбилей отмечался в июне 2008 г.), кое-что рассказано о необходимости
проведения опытно-конструкторских работ "Вощина-2": "Проведенный анализ
состава средств существующих, модернизируемых и перспективных зенитно-ракетных
систем показал направления, по которым необходимо проводить доработки
конструкции шасси и тягачей семейства "Вощина-1" и "Вощина-2" и формировать их
состав. Анализ подтвердил стратегические ошибки при формировании ТТЗ на
проведение ОКР "Вощина" как по составу семейства, так и по ТТ к СКШТ семейства.
Была занижена номинальная грузоподъёмность базового шасси
БАЗ-6909,
и в составе семейства явно не хватало 4-осного седельного тягача и шасси
грузоподъёмностью 30...35 т с колёсной формулой 10х10 или 12х12. Из принятого
на снабжения семейства реально только седельный тягач
БАЗ-6402
и шасси
БАЗ-69092
могли быть применены в соответствии с ранее принятым решением
в составе ЗРС. Требовалось проведение работ по повышению грузоподъёмности
базового шасси минимум до 22 т, проведению определительных испытаний 5-осного
шасси
БАЗ-69096
грузоподъёмностью 30 т, разработке и проведению приёмочных испытаний седельного
тягача
БАЗ-6403
с колёсной формулой 8х8 и нагрузкой на ССУ до 20 тс. Реализация более высоких
требований стала возможной только в рамках новой открытой ОКР "Вощина-2"".
И это ещё раз доказывает правильность поговорки "за одного битого двух небитых
дают", то есть техника нового семейства должна стать лучшей в мире по комплексу
характеристик!
К сожалению, и так небольшое финансирование по теме "Вощина-2" в октябре
прошлого года ГАБТУ прекратило, а денежные средства, по имеющимся у нашей
редакции сведениям, переданы... на
"КАМАЗ"
для проведения научно-исследовательской работы по специальным колёсным шасси
грузоподъёмностью более 15 т. Что получится в Набережных Челнах, и получится ли
вообще что-то полезное для наших Вооружённых Сил - об этом можно разве что
гадать. Но любому здравомыслящему человеку должно быть понятно - если на
завершающей стадии работ (первый опытный образец из семейства "Вощина-2"
планировалось изготовить в ноябре 2008 г.) прекращается финансирование и
денежные средства передаются коллективу, у которого разработка ещё даже не
начиналась, коллективу, у которого нет никакого опыта в разработке тяжёлой
техники высокой проходимости, да ещё в самом начале кризисной ситуации в стране
- значит, что-то не в порядке с головами у тех, кто принимал такое решение.
Даже Директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного
машиностроения Минпромторга России
Алексей Рахманов,
отвечая на вопрос нашей редакции о НИОКР в области военной автомобильной
техники, публично заявил, что Министерство обороны деньги очень часто тратит
впустую. Впрочем, наша редакция готовит большую статью с разоблачениями всех
этих безобразий, следите за анонсами!
Несмотря на такие неприятности, в Брянске руки не опустили и продолжают
совершенствовать свои модели. Как только станут известны технические
подробности нового тягача, мы обязательно с ними познакомим посетителей нашего
Автокаталога.
Редакция Автокаталога
www.autocatalogue.ru
выражает благодарность
Дмитрию Колесникову
за помощь, оказанную при подготовке этой статьи.
|
|
|