|
|
|
|
|
26 апреля 2009 г. |
|
|
|
|
Иностранные автомобили для реактивной артиллерии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С. В. Гуров
инженер
ФГУП "ГНПП "Сплав"
(г. Тула)
соискатель
ИИЕТ им. С. И. Вавилова РАН
(г. Москва) |
В данной статье приведены историко-технические факты об использование
модифицированных шасси автомобилей иностранного производства, которые
применялись и применяются в качестве баз транспортных средств, в составе систем
реактивной артиллерии, в период с 40-х годов XX века до наших дней. Информация
об идеях и практическом применении их ранее для этих целей
автору
данной статьи неизвестна.
С начала 1942 г. в
СССР
начинаются интенсивные работы по созданию установок на модифицированных шасси
грузовых автомобилей иностранного производства, которые были поставлены в
рамках ленд-лиза, часть которых собиралась на отечественных предприятиях.
Использовались следующие типы модифицированных шасси грузовых автомобилей:
Chevrolet G-7117,
Dodge T-203 B,
Ford/Marmon-Herrington (Ford-Marmon) HH6-COE4,
Ford-Canadian,
Fordson WOT8,
GMC CCKW-352
(известно о двух вариантах модифицированных шасси GMC, один из которых с
удлинённой кабиной),
International K7 ("Inter"),
International M-5-6-318 ("Inter"),
Studebaker US6 U3,
Studebaker US6-62 U7,
Studebaker US6-62 U8
и, возможно, других. По результатам испытаний и практического применения
наиболее распространенным типом шасси стало американское серии
Studebaker.
В качестве топлива для двигателей грузовых автомобилей на шасси серии
Studebaker
и
Chevrolet
использовался авиабензин КБ-70, Б-70, этилированный автобензин. Шасси
автомобилей, выпущенные ранее 1945 г., вследствие перегрузки рамы подвергались
усилению путём постановки дополнительных накладок на лонжероны перед монтажом
метательной установки.
|
|
|
|
|
Рис. 1. Установка М-13 на модифицированном шасси грузового автомобиля серии GMC
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 2. Установки М-13 на модифицированных шасси грузовых автомобилей серии
Ford-Marmon
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одним из первых применений иностранными специалистами грузового автомобиля для
системы реактивной артиллерии имело место в
Соединённых Штатах Америки
для монтажа метательной установки с пусковой установкой на трёхосном грузовом
автомобиле или буксируемого варианта (требуется проверка информации). В кузове
монтировались две метательные установки [Фото 6].
Шасси автомобиля было использовано английскими специалистами для монтажа
6-ствольной установки, разработанной в 1942 г.
В 1943 г. на вооружение армии
США
поступает установка T27 Xylophone [Фото 7]. Две метательные установки, в состав
каждой из которых входили направляющие, расположенные в один ряд, монтировались
на модифицированных 2,5 т шасси грузовых автомобилей GMC CCKW-353 6x6 или серии
Studebaker.
Также в
США
была разработана автоматическая установка Т-45. В частности, в качестве базы
использовались модифицированные шасси лёгких автомобилей типа Willys [Фото 8].
В задней части по бокам устанавливались две установки с магазином для 14
неуправляемых реактивных снарядов в каждом.
В 1944 г. в
СССР
для горных пусковых установок были использованы модифицированные шасси
автомобилей серии Willys [Фото 9]. Под пусковой установкой монтировался
укладочный ящик для восьми снарядов. Используя современную терминологию,
хотелось бы отметить, что возможно это был один из первых или даже первый
вариант совмещения боевой и транспортной машин на одном шасси.
В тот же год английские специалисты разработали неуправляемый реактивный снаряд
калибра 127 мм. Для его пуска была разработана 32-ствольная пусковая установка.
Метательная установка монтировалась, в частности, на модифицированном шасси
грузового автомобиля.
В 1950-х гг. в
Чехословакии
была разработана боевая машина М51 на модифицированном шасси грузового
автомобиля Praga V3S повышенной проходимости с колёсной формулой 6x6 [Фото 10].
Производство автомобиля было организовано в 1952 г. на заводе "Прага" в городе
Прага. В 1964 г. производство автомобиля было переведено на завод имени Георгия
Димитрова в городе Летняны. На шасси автомобиля устанавливался дизельный
двигатель Tatra T-912 воздушного охлаждения с расположением 6 цилиндров в ряд,
мощностью 98 л.с. при 2100 об./мин. Коробка передач - механическая с 4
передними и 2 задними передачами, раздаточная коробка - двухскоростная.
Вероятно, что изменений в двигателе и коробке передач не было. В 1960-х гг.
австрийская сторона закупила у чехословацкой стороны боевые машины М51 на
упомянутом шасси. Спустя несколько лет австрийские специалисты демонтировали
артчасти с этого шасси и смонтировали их на модифицированных шасси грузовых
автомобилей Steyr-Daimler-Puch 680 M3 [Фото 11]. На шасси автомобиля был
установлен шестицилиндровый дизельный двигатель Steyr WD 610.71 с наддувом,
развивающий мощность 165 л.с. при 2800 об./мин. Неизвестно, это данные штатного
шасси или модифицированного. Под артиллерийской частью монтировались укладочные
ящики для турбореактивных снарядов. Благодаря этому экономилось одно шасси. Это
был первый образец боевой машины, в составе системы реактивной артиллерии, с
двухсекционной четырёхдверной кабиной. Для эксплуатации в вооружённых силах
Египта
и
Румынии
артиллерийская часть монтировалась на модифицированных шасси советских грузовых
автомобилей серии
ЗиЛ-151
/
ЗиЛ-157.
Во второй половине 60-х годов XX века специалисты
Западной Германии
разработали боевую машину LARS с артиллерийской частью, смонтированной на
модифицированном шасси грузового автомобиля серии Jupiter [Фото 12]. Позже была
разработана боевая машина LARS-1 на модифицированном шасси грузового автомобиля
М-178 D-15 Jupiter [Фото 13] с новым пакетом направляющих для стрельбы
снарядами такого же калибра. Оно было оснащено восьмицилиндровым многотопливным
дизельным двигателем, обозначенным F8L714A, мощность которого составляла 148
л.с. при 2300 об./мин. Неизвестно, это данные штатного шасси или
модифицированного.
В начале 70-х годов XX века в
Югославии
была разработана боевая машина Oganj. В качестве базы первоначально
использовалось модифицированное шасси грузового автомобиля FAP-2220 BDS 6x4
[Фото 14]. Шасси оснащалось 6-цилиндровым дизельным двигателем 2F/002A водяного
охлаждения, мощностью 200 л.с. База составляла 3800 мм + 1400 мм, колея
передних колёс - 1970 мм, колея задних колёс - 1745 мм. Размер шин в дюймах
составлял 12.00 x 20. Затем использовалось модифицированное шасси грузового
автомобиля FAP-2026 BDS/AV 6x6 [Фото 15]. Между кабиной и пусковой установкой
(ПУ) расположена грузовая платформа со стеллажом для автоматизированного
заряжания/перезаряжания направляющих ПУ. На шасси автомобиля устанавливался
8-цилиндровый двигатель, прямой инжектор водяного охлаждения мощностью 256 л.с.
Запас хода составлял 600 км. База - 3400 мм + 1400 мм. Не сообщается, это
данные штатного шасси или модифицированного. Благодаря использованию раздвижной
системы с тентом в походном положении боевая машина маскируется под обычный
грузовой автомобиль.
|
|
|
|
Фото 6. Американская установка на модифицированном шасси грузового автомобиля
|
|
|
|
Фото 7. Установка Xylophone
|
|
|
|
Фото 8. Установка Т-45
|
|
|
|
Фото 9. Горная установка на модифицированном шасси автомобиля серии Willys
|
|
|
|
Фото 10. Боевая машина М51 на модифицированном шасси грузового автомобиля Praga
V3S
|
|
|
|
Фото 11. Боевая машина на модифицированном шасси грузового автомобиля
Steyr-Daimler-Puch 680 М3
|
|
|
|
Фото 12. Боевая машина на модифицированном шасси грузового автомобиля серии
Jupiter
|
|
|
|
Фото 13. Боевая машина LARS-1 на модифицированном шасси грузового автомобиля
М-178 D-15 Jupiter
|
|
|
|
Фото 14. Боевая машина Oganj на модифицированном шасси грузового автомобиля
FAP-2220 BDS 6x4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В указанный в предыдущем абзаце период на вооружении индийской армии находился
вариант боевой машины с модифицированной для монтажа артиллерийской частью от
советской БМ БМ-21 на модифицированном шасси грузового автомобиля Shaktiman
6x6. К началу 1980-х гг. назрела необходимость в создании более мощной системы.
Результатом проведения работ в дальнейшем стала система с боевой машиной
Pinaka.
В 1970 г. было начато производство, а в 1972 г. была представлена чехословацкая
боевая машина RM-70, разработанная при поддержке советских специалистов. На
модифицированном шасси грузового автомобиля серии Tatra 813 (известны
обозначения Tatra 813 8x8 (известно также как Kolos), Tatra 813 VP 8x8
("Kolos") [Фото 20] монтировалась модифицированная артиллерийская часть,
которая в немодифицированном варианте использовалась для советской боевой
машины БМ-21. Изменения в шасси, в частности, коснулись кабины (установлена
новая бронированная кабина и внутри оснащена специальным оборудованием), фар,
крыльев, двигателя автомобиля и других элементах. В крыше кабины [Фото 21]
имеется люк для номера расчёта, который может выполнять задачи по обеспечению
самообороны с помощью зенитного пулемета vz. 59 под патрон калибра 7,62 мм.
Также в машине размещался советский ручной противотанковый гранатомет РПГ-7. На
модифицированном транспортном средстве устанавливался дизельный двигатель Tatra
Т-930-3 (Tatra Т3-930), V12, воздушного охлаждения, способный развивать тягу до
270 л.с. при 2700 об./мин. Коробка передач двухдиапазонная пятискоростная плюс
повышение передач - 20 передач вперёд и 4 назад. Между кабиной и пусковой
установкой расположена грузовая платформа со стеллажом для автоматизированного
заряжания/перезаряжания ПУ. Некоторые БМ были оснащены бульдозерным отвалом BZT
каждая, который предназначался для использования при подготовке огневых позиций
и зачистки вертикальных препятствий. Серийное производство, начатое в 1970 г.,
было закончено в 1989 г. Общее число собранных серийных боевых машин составило
830 штук.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 20. Боевая машина RM-70 на модифицированном шасси грузового автомобиля
серии Tatra 813
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 24. Вид артиллерийской части боевой машины Firos 25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 41. Модернизированный вариант с пусковой установкой от бельгийской
установки LAU-97. Фото: М. Gyürösi ©
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 44. Транспортно-заряжающая машина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 52. Транспортно-заряжающая машина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 61. Боевая машина Fadjr-3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 68. Транспортно-заряжающая машина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 69. Командно-штабная машина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 74. Вариант боевой машины HIMARS
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 81. Боевая машина на модифицированном шасси грузового автомобиля ROMAN 26
410. Фото: М. Gyürösi ©
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 82 (слева): Боевые машины на модифицированных шасси
грузовых автомобилей.
Румыния,
2005 г.
Фото 83 (в центре): Боевая машина на модифицированном шасси
грузового автомобиля Mercedes-Benz Actros 3341. © Aerostar через M.
Gyürösi
Фото 84 (справа): Боевая машина на модифицированном шасси
грузового автомобиля Mercedes-Benz Actros 3341.
Республика Грузия,
г. Тбилиси, 20.01.2008 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 93. Автоматизированная боевая машина T-122 на модифицированном шасси
грузового автомобиля серии MAN. Фото: © С F Foss
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 103. Боевая машина на модифицированном шасси автомобиля Desert Iris
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специалистами словацкой фирмы KONŠTRUKTA Defence и немецкой фирмы Diehl
BGT Defence были проведены и продолжаются работы по проекту по модернизации,
обозначенным MORAK, для системы с боевой машиной RM-70/85, чтобы увеличить её
боевую эффективность, безопасность и комфорт номеров расчёта, и дать
возможность эффективного применения самых последних реактивных снарядов с
увеличенной дальностью полёта. Требованиями проекта по модернизации также
предусматривается использование национальной системы командования и управления,
обозначенной DELSYS.
Первый вариант - модернизированный вариант боевой машины RM-70/85 - RM-70/85M
[Фото 107] с системой навигации и позиционирования (определения
местоположения), новой бортовой системой управления огнем, автоматизированной
системой диагностики, радио для автоматизированной передачи и получения
информации. Система работает под WINDOWS NT и обеспечивает работу с GPS.
Благодаря этим новшествам стало возможным снижение количества номеров расчёта с
4 до 3 человек. Работа с артиллерийской частью обеспечивается из кабины
(наведение, прицеливание, перезаряжание пусковой установки, стрельба). Возможно
вести стрельбу из внешнего укрытия через блок управление огнем. Артиллерийская
часть смонтирована на модифицированном шасси грузового автомобиля серии Tatra.
Второй вариант - немецко-словацкий проект по модернизации, обозначенный RM-70
Modular, работы по которому были начаты в декабре 2000 г. специалистами
Министерства обороны Словакии, словацкой фирмы KONŠTRUKTA Defence и
немецкой фирмы Diehl BGT Defence. В октябре 2001 г. специалисты KONŠTRUKTA
Defence при помощи специалистов Diehl BGT Defence успешно испытали
демонстрационный вариант с кодовым названием RM-70 Modular [Фото 108, см. также
Фото 109-111]. В 2002 г. был показан демонстрационный вариант будущей боевой
машины на модифицированном шасси серии Tatra 813. Затем были проведены
доработки, в результате которых изменился первоначальный облик системы. Для
транспортных средств системы с боевой машиной RM-70/85 MORAK-Modular были
использованы модифицированные шасси грузовых автомобилей серии Tatra. В состав
артиллерийской части боевой машины не входит постоянный пакет направляющих. На
её платформе возможно монтировать один транспортно-пусковой контейнер двух
типов - для стрельбы снарядами калибра 122 мм или 227 мм. Это первая боевая
машина для реактивной артиллерии с возможностью стрельбы снарядами советского
стандарта и стандарта НАТО с одной платформы. 23.09.2008 г. военнослужащими
первой реактивной батареи с новыми боевыми машинами, поступившими на вооружение
сухопутных войск
Словакии,
были проведены первые стрельбы в рамках тактического учения [Фото 112].
Для хорватской боевой машины М96 Typhoon было использовано модифицированное
шасси грузового автомобиля Tatra T813 [Фото 113]. На шасси установлен 12-ти
цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 250 л.с. при
2000 оборотах в минуту. Обозначение двигателя - Tatra T-930-3. Вероятно, это
данные немодифицированного шасси или замены двигателя не было. Боевая машина
оснащена централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. При
переводе в боевое положение система подвески может быть застопорена. В передней
части может быть смонтирован бульдозерный отвал. Машина оснащена системой GPS.
Благодаря использованию выдвижного тента в походном положении БМ маскируется
под обычный грузовой автомобиль.
|
|
|
|
Фото 107. Боевая машина RM-70/85M. Фото: М. Gyürösi ©
|
|
|
|
Фото 108. Опытный образец, разрабатывавшийся в рамках проекта RM-70 Modular.
Фото: М. Gyürösi ©
|
|
|
|
Фото 109. Опытный образец, показанный на выставке IDEE-2004. Фото: М.
Gyürösi ©
|
|
|
|
Фото 110. Транспортно-заряжающая машина 20.12.2006 г. Фото: M.
Gyürösi ©
|
|
|
|
Фото 111. Транспортно-заряжающая машина 20.12.2006 г. Фото: M.
Gyürösi ©
|
|
|
|
Фото 112. Первые стрельбы в рамках тактического учения первой батареи РСЗО с
новыми БМ 23.09.2008 г. Фото: M. Gyürösi ©
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Со второй половины 90-х до середины 2000-х годов проводились работы по
оснащению модифицированной артиллерийской части советской боевой машины 9А52-2
для монтажа её на модифицированном шасси чешского грузового автомобиля серии
Tatra. Обозначение шасси - TATRA T816-6ZVR8T. Колёсная формула 10x10.
Заказчиком выступило министерство обороны
Индии.
На шасси установлен немецкий двигатель BF8M1015C DEUTZ мощностью 544 л.с. и
экологическим стандартом Euro-2. Коробка передач - автомат TD-61-1175 TWIN DISC
(США).
Дорожный просвет - 400 мм, максимальная глубина преодолеваемого брода - 1250
мм, максимальная ширина преодолеваемого рва - 2000 мм, запас хода по
контрольному расходу топлива - 850 км. Кабина оснащена системой
кондиционирования воздуха DIAVIA
(Италия).
28 января 2008 г. боевые машины 9А52-2T [Фото 115, 116] были впервые показаны
открыто в
Индии
во время проведения военного парада в городе Дели. В состав системы также
входят транспортно-заряжающая машина (на шасси серии Tatra [Фото 117]) и
унифицированная командно-штабная машина (УКШМ) МП32М1. В качестве базы УКШМ
использовано модифицированное шасси грузового автомобиля Tatra T815-21NR36
6x6.1R [Фото 118]. Она может транспортироваться с помощью авиационного,
морского и железнодорожного транспорта. Длина составляет 9800 мм, ширина 2700
мм, высота (с поднятыми штыревыми антеннами) 7700 мм, масса 18000 кг,
максимальный преодолеваемый подъём 26°, запас хода по топливу 800 км,
максимальная скорость передвижения 85 км/ч, наименьший радиус поворота 11 м.
Возможно эксплуатировать УКШМ при температуре окружающей среды в диапазоне от
-40 до +50°С, относительной влажности воздуха при температуре 35°С - до 98% и
высоте над уровнем моря - до 3000 м.
В конце 2005 г. был подписан контракт на поставку системы в
Индию,
а позже был подписан контракт на поставку дополнительного количества.
|
|
|
|
|
Фото 117. Транспортно-заряжающая машина на модифицированном шасси грузового
автомобиля серии Tatra
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 118. Унифицированная командно-штабная машина МП32М1 на модифицированном
шасси грузового автомобиля Tatra T815-21NR36 6x6.1R
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 122. Боевая машина AR1А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото 129. Транспортно-заряжающая машина из состава системы с боевой машиной
LAROM. 2005 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- При использовании в качестве транспортных средств, в составе систем
реактивной артиллерии, шасси автомобилей подвергаются доработке, т.е.
модифицируются. В результате модификации изменения в шасси могут коснуться
следующих основных элементов: кабины, включая доработки внутри, осей,
двигателя, коробки передач, трансмиссии, рамы в местах крепления артиллерийской
части (для БМ) и др.;
- Основной тип двигателя - дизельный, коробка передач - автомат. В настоящее
время к двигателям транспортных средств предъявляются требования к
экологическому стандарту по классификации EURO;
- Основная колёсная формула - 6x6; для дальнобойных систем - 8x8 и 10x10.
Известен вариант с 8 осями [Фото 131];
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Как правило, для обеспечения уменьшения вибрации боевой машины при стрельбе
используются домкраты;
- Направления модернизация боевых машин: использование новых типов шасси с
лучшими техническими характеристиками, оснащение БМ современными
автоматизированными системами управления огнем, системами определения
местоположения, системами диагностики автомобиля, артиллерийскими частями с
платформами для монтажа транспортно-пусковых контейнеров для стрельбы снарядами
разных калибров, бронезащитой и т.д., создание облегчённых вариантов БМ;
- Дальнобойные системы обладают пониженной маневренностью и не приемлемы для
преодоления мостов малой грузоподъёмности;
- Для целей по осуществлению самообороны боевые машины и другие транспортные
средства могут оснащаться зенитными пулеметам, ручными противотанковыми
гранатометами, гранатометами для постановки дымовых завес, переносными
зенитными ракетными комплексами. Номера расчёта могут применить личное оружие
(автоматы);
- Многие страны зависели и зависят от трёх основных разработчиков шасси:
немецких производителей шасси
Mercedes-Benz
(Аргентина,
Китай,
Грузия,
Турция,
Иран,
Объединённые Арабские Эмираты,
Южная Африка),
MAN
(Китай,
Турция,
Германия)
и чешского производителя -
Tatra
(Ангола,
Эквадор,
Греция,
Грузия,
Руанда,
Уругвай,
Ливия,
Польша,
Зимбабве,
Чехия,
Словакия,
Финляндия,
Индонезия,
Индия,
Хорватия,
Германия,
Шри-Ланка);
- Советские системы реактивной артиллерии стали частью военной мощи стран
Европы (бывшего Варшавского договора), Азии, Африки, Ближнего Востока,
Израиля,
Китая,
Южной Америки и, в частности, основой для создания неавтоматизированных и
автоматизированных вариантов БМ;
- Конкуренцию
России
по боевым машинам для стрельбы снарядами калибра 122 мм составляют
Китай,
Румыния
и
Израиль,
Германия
и
Словакия,
Египет,
Турция.
По БМ для стрельбы снарядами калибра 300 мм -
Китай.
- Многие системы разработаны для оборонительных целей и никогда не
применялись в боевых действиях;
- В боевых действиях были использованы следующие типы боевых машин реактивной
артиллерии на модифицированных шасси автомобилей иностранного производства:
- Установки М-13 и М-8 - на фронтах Великой Отечественной войны;
- Valkiri Mk I 22 (Visariol) - во время крупномасштабных боевых действий в
Анголе;
- Различные установки (возможно самоделки, выполненные кустарным способом) на
шасси автомобилей в разные времена в
Афганистане
(авиационные блоки орудий),
Палестине
(часть была захвачена израильскими
военными в 1982 г. [Фото 132]),
Египте,
Сирии,
Ливане
(Хезболла),
Секторе Газа
(Хамас) и других точках мира;
- ASTROS II - иракскими военными во время войны в Персидском заливе (1991
г.);
- M87 Orkan - в 1994-1995 гг. на Балканах. Применялись снаряды с кассетными
головными частями;
- Pinaka - во время войны 1999 г.
Индии
с
Пакистаном
в Кашмире в операциях по нейтрализации вражеских позиций на горных вершинах;
- HIMARS - американскими войсками в
Ираке;
- Fadjr-3 и Fadjr-5 - боевиками организации "Хезболла" против территории
Израиля
во время 34-х дневной войны во второй половине лета 2006 г.;
- Type 81 - боевиками организации "Хезболла" против территории Северного
Израиля
в 2006 г. Сообщалось о запуске 100 или более неуправляемых реактивных снарядов
калибра 122 мм с кассетными головными частями;
- RM-70 - грузинскими военными во время войны против
Южной Осетии
в августе 2008 г. [Фото 133];
- GradLar - грузинскими военными во время войны против
Южной Осетии
в августе 2008 г.;
С большой уверенностью можно сказать, что многое по этому вопросу неизвестно, и
это только часть фактов из истории боевого применения систем реактивной
артиллерии с боевыми машинами на модифицированных шасси автомобилей
иностранного производства;
|
|
|
|
|
Фото 132. Установка, захваченная израильскими военными в 1982 г. у палестинцев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Можно предположить, что в будущем один и тот же тип шасси будет
использоваться для монтажа артиллерийских частей с пусковыми установками для
пуска неуправляемых, корректируемых, управляемых реактивных снарядов, зенитных
ракет, противотанковых ракет и ракет других типов.
В заключении хотелось бы отметить, что в статье представлены данные о боевых
машинах реактивной артиллерии на модифицированных шасси автомобилей
иностранного производства, информация о которых более или менее корректная,
хотя у
автора
статьи и специалистов, работающих в этой области, возникают вопросы о
подлинности информации и техническом состоянии систем.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источники:
- АСУ реактивной артиллерии. Унифицированная командно-штабная машина МП32М1.
Рекламный листок ОАО "Радиозавод" (г. Пенза).
- Боевая машина М-13. Краткое руководство службы. М.: Главное артиллерийское
управление Красной армии. Военное издательство Народного комиссариата обороны,
1945. - С. 84, 87.
- Гоголев Л. Д. Автомобили в боевом строю (Худож.: И. Дынник, И. Симчук). -
М.: Мол. Гвардия, 1981. - С. 125.
- Гоголев Л. Д. Бронемашины: Очерки об истории развития и боевом применении.
- М.: ДОСААФ, 1986. - С. 126.
- Гуров С. В.
Реактивные системы залпового огня. Обзор. Изд.2, Электронный вариант, DVD-disk,
Дата внесения последних изменений 09.03.2009 г. - ФГУП "ГНПП "Сплав", Тула.
2009 г. - С. 183-643.
- Информация, полученная от M. Gyürösi
(Словакия)
и T. Szulc
(Польша).
- Краткая история СКБ-ГСКБ Спецмаш-КБОМ. Книга 1. Создание ракетного вооружения тактического назначения 1941-1956 гг., под редакцией В. П. Бармина - М.: Конструкторское бюро общего машиностроения. - С. 28.
- Телевизионная программа "Военная тайна" от 16.10.2005 г. Телеканал RenTV.
- AR1A 300 mm Multiple Launch Rocket System. NORINCO. Рекламный буклет.
- community.livejournal.com/shushpanzer_ru/
- en.wikipedia.org/wiki/BM-21
- en.wikipedia.org/wiki/RM-70
- en.wikipedia.org/wiki/TA580/TAS5380
- img.utro.ua/gallery/2008/487/450/08.jpg
- streubombe.de/docs/
- upload.wikimedia.org
- www.army.cz/scripts/detail.php?id=6051
- www.army.cz/scripts/detail.php?id=6087
- www.army-technology.com/projects/limaws/
- www.autocentre.ua
- www.doublebrick.ru/
- www.kotadef.sk/uk_03.html
- www.kotadef.sk/uk_04_05.html
- www.minesactioncanada.org
- www.olive-drab.com
- www.sinodefence.com/army/transport/tas5380
- www.sinodefence.com/army/transport/tas5380_pic_4
- www.sinodefence.com/army/transport/ws2400
- www.sinodefence.com/army/transport/xc2030
- www.strategypage.com
- www.boston.com
- www.globalsecurity.com
- www.o5m6.de
- http://www.bemil.chosun.com/
Связаться с
автором
статьи можно по e-mail:
sergeivgurov2008@rambler.ru
|
|
|
|
|
|