|
День Победы - поистине всенародный праздник. Потому что та проклятая война не
миновала ни одну семью в нашей стране. Мой отец тоже воевал, прошёл всю войну.
Когда я был совсем маленьким, любил смотреть фильмы про войну и играть в
"войнушку". Для меня тогда и настоящая война казалась как какая-то игра с
мальчишками во дворе - так, веселенькое приключение. Однажды, "настрелявшись" с
друзьями из игрушечных автоматов и вернувшись домой, я попросил папу рассказать
о той, настоящей войне. Отец лишь скупо ответил: "Страшная это штука...", лицо
его как-то сразу посерело, глаза налились слезами, а руки полезли за
спасительной таблеткой - ранения напомнили о былом. Больше я о войне своего
отца никогда не спрашивал. Лишь однажды, спустя много дней, приняв по традиции
100 грамм фронтовых, мой батя произнес: "Из однополчан никто в живых не
остался, все погибли".
О том, что происходило в 1941-1945 гг., помнить надо! Поэтому два дня назад я
разослал по электронной почте в пресс-службы различных предприятий и
организаций автомобильной отрасли запросы - предоставить какие-либо материалы о
военном времени. Несмотря на то, что времени до праздника было в обрез, нашу
редакцию буквально завалили пресс-релизами, фотографиями, другой информацией о
тех годах; многие звонили, спрашивали чем могут помочь. Если честно - я не
ожидал такой реакции! Более того, как мне сказали инкогнито, в одной крупной
компании сотрудников пресс-служб структурных подразделений чуть ли не в
приказном порядке начальство обязало подобрать для нас материалы. И это говорит
о многом - даже для тех поколений, которые о войне знают только из книжек и
фильмов, да ещё из рассказов фронтовиков, праздник Победы - дело святое. Всем
огромное спасибо за помощь!
Продолжая начатый в
прошлом году
рассказ о деятельности предприятий автомобильной промышленности в годы Великой
Отечественной войны, мы публикуем фрагменты истории
Уральского автозавода
Ульяновского моторного завода,
Ярославского автомобильного завода (ныне ОАО "Автодизель"),
Научного автотракторного института (НАТИ, позже НАМИ).
И вот ещё что важно. В последнее время наши заводы встают "на ноги", наращивают
производство. При этом всё большее значение придают своей истории.
Замечательно, когда бережно сохраняются, восстанавливаются и оцифровываются
старые фотографии из музеев и архивов. Значит, информация будет сохранена для
потомков. Более того, это даёт возможность узнать как ковалась победа, какой
ценой эта победа была завоёвана.
Сегодня многие к военной истории неравнодушны. Но сейчас прослеживается новая
тенденция - узнать как можно больше подробностей, рассказать о малоизвестных
эпизодах или открыть неизвестные ранее страницы о технике. Но уходят из жизни
конструкторы, теряются не только важные воспоминания - зачастую некому передать
опыт и знания. Есть очень меткая фраза: об автомобилях какой-либо марки всё
знает только производитель. К сожалению, в нашей стране это теперь не всегда
так. Иногда приходится слышать от специалистов реставрационных мастерских, что
запрашивали документацию на том или ином заводе и получили отказ. Отказывают по
банальной причине - утеряны документы, восстановить их некому. Вот тогда и
выходят из ворот гаражей нелепые самоделы на тему военного времени, имеющие
массу деталей от послевоенных автомобилей. А настоящих раритетов пока
восстанавливаются лишь единицы.
Но я верю, что уже не за горами времена, когда к очередному празднику 9 Мая
наши заводы, скурпулезно соблюдая документацию прежних лет, будут воссоздавать
автомобили, которые сейчас считаются утерянными. И даже будет выставка такой
техники, которую было бы неплохо приурочить к Дню Победы. Пока лишь энтузиасты
представляют редкие экспонаты в Москве на выставках "Олдтаймер-Галерея Ильи
Сорокина" или "Автоэкзотика"; небольшие выставки и парады старой техники
проводятся и в других городах. А почему бы к следующему 9 Мая не устроить
фестиваль техники Второй мировой войны? Туда можно было бы привезти со всей
России
не только натурные экспонаты, но и элементы экспозиций из заводских музеев.
Ведь не все заводские музеи доступны для посещения всем желающим, так как
находятся на внутренней, заводской территории. Да и сами заводы разбросаны по
просторам
России
- не каждый может съездить, например, на Урал или в Поволжье.
Воссозданные образцы техники времён Великой Отечественной войны будут
востребованы также киностудиями. Сегодня отмечается бум киноиндустрии в нашей
стране, снимается много фильмов и сериалов о войне. Но куда это годится, когда
в таких фильмах в кадр попадают автомобили послевоенного производства (зачастую
1970 - 1980-х гг.)? Но даже если снимается техника, выпускавшаяся в первые
послевоенные годы, то можно по отдельным элементам определить фальсификацию - в
военное время было не до украшательств, наоборот - автомобили максимально
упрощали, чтобы их было проще производить. Фронт требовал!
Нельзя также сбрасывать со счетов автомоделистов. Недавно я зашёл в Детский
мир, что в Москве на Лубянке. Искал модель
ГАЗ-ММ.
Не нашел. Нет в продаже ни готовой, ни набора для склеивания. Конечно, можно
купить модель
ГАЗ-АА
и довести её "до ума". Но ведь надо не только уметь работать напильником и
другими инструментами - надо знать как и что менять. В этом могут помочь
архивные фотографии, чертежи, заводские документы, в которых рассказывается что
менялось от серии к серии.
Во время обучения в 8-м классе я склеил модель самолета Ту-2. Мой
папа в то время уже сильно болел, он не мог говорить - ранение в голову сделало
своё гнусное дело, спустя более тридцати лет после войны. Но увидев модель
самолета, отец войну вспомнил - это я понял по его положительным эмоциям и
жестам. Он был стрелком-радистом, только летал на других самолетах - на Пе-2,
на знаменитых "пешках", которые внешне очень похожи на "тушки" Ту-2. Я более
чем уверен - ни один ветеран не будет равнодушен к моделям той техники, на
которой он воевал. На которой он победил! Но если будет допущена фальсификация,
то этого фронтовики нам не простят. В исторических вопросах нужна полная
достоверность!
И ещё вот о чём я хочу сказать в заключении. Сегодня, впервые за многие годы,
на Красной площади парад военной техники. Жаль только, что значительная часть
автомобильной техники парада - это разработки ещё советских времен. Не пора ли
обновить "бронепоезд", стоящий на запасном пути? Хотя, думаю, ветеранам и так
не будет стыдно - в нынешнем веке сделано очень много по укреплению
обороноспособности, не в пример 1990-м. И уж если легковой отечественный
автопром отдан с потрохами проклятым буржуинам, то по боевой технике надо
соблюдать по крайней мере паритет, хотя было бы лучше иметь приоритет. Тогда
никакой войны точно не будет!
Поздравляю всех с праздником Великой Победы!
Александр Привалов
Главный редактор
E-mail:
mmt@mmt.ru
|
|
|